Слайд 2
План на урок:
Особенности развития культуры России в XVIв.
Просвещение
Начало книгопечатания
Летописание. Исторические произведения
Публицистика и светская литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыкальная
культура
Религиозные праздники и повседневный быт
Слайд 3
??? Проблемный вопрос:
Как создание единого государства повлияло на
развитие культуры народов России?
Слайд 4
Особенности развития культуры России в XVIв.
Культурный подъем;
Формирование единой
русской культуры;
Отражение исторических событий и проблем, стоявших перед народом;
Преобладание
героической тематики;
Проявление интереса к человеку и его внутреннему миру;
Развитие культурных контактов с другими странами;
Сильное влияние церкви
Слайд 5
Особенности развития культуры России в XVIв.
Создание единого государства
привело к изменениям во сферах жизни общества, в том
числе и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.
В это время начинается образование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.
В произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека.
Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви.
Слайд 6
Просвещение
Монастырская школа
Слайд 7
Начало книгопечатания
Иван Федоров
Важнейшим прорывом в науке и образовании
стало книгопечатание. В России открывались первые типографии. Первыми печатными книгами
были Священное писание и апостол.
Благодаря профессионализму отца книгопечатанья России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.
Слайд 9
Книгопечатание началось по инициативе царя Ивана Грозного и
при поддержке церкви.
В 1564 г. в Москве на Печатном
дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «АПОСТОЛ». В 1565 г. был издан «ЧАСОСЛОВЕЦ» — первая русская книга для обучения грамоте.
Четьи - на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении.
Минеи - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.
В XVI в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.
Слайд 11
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных
людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть
в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.
В XVI веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.
Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.
Слайд 12
Летописание.
Исторические произведения
Лицевой летописный свод
Слайд 13
«Летописец начала царствования царя и великого князя Ивана
Васильевича»
Слайд 14
Публицистика.
Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри
страны, так и за ее пределами занимает в 16
в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов 16 в. был Иван Семенович Пересветов.
В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Слайд 15
Публицистика
Новый жанр – публицистика.
Основная проблема – споры
о характере княжеской (царской власти) и ее отношении к
подданным.
Переписка А. Курбского с Иваном Грозным
Произведения Ивана Пересветова
«Хронограф»
«Четьи минеи» Макария
«Домострой» Сильвестра
Слайд 18
В первой половине 16 в. самой выраженной была традиция
митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья
– Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности 16 в.
Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.
Никоновская летопись
Слайд 19
По своим задачам и принципам составления к Никоновской
летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания
и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.
Воскресенская летопись.
Слайд 20
Исторические произведения
В XVIв. Появляются новые направления в литературе,
но летописание по-прежнему является главным историческим произведением.
Слайд 21
Архитектура
Архангельский собор
Церковь Иоанна Предтечи
Слайд 22
Москва становится центром русского зодчества.
Укрепление центральной власти,
придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского
государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.
Слайд 23
Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории
были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и
торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.
Слайд 24
Шатровый стиль
Храм Вознесения в Коломенском 1532 г.
Слайд 25
Покровский собор (Храм Василия Блаженного) 1555-1561 гг.
Слайд 26
Изобразительное искусство
Русская живопись, как и в предшествующие века,
развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом,
где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца 15 в. — начала 16 в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни
Слайд 28
Свое название икона «Церковь воинствующая» получила не от
служителей церкви, а от советских искусствоведов. На самом деле
называется икона «Благословенно воинство Царя Небесного», по первой строке богослужебного песнопения о мучениках, в котором утверждается, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и принявшие смерть в Его имя, становятся членами воинства Царя Небесного.
После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.
Слайд 29
Религиозные праздники и повседневный быт
Русские люди искренне исповедовали
христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым
праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха.
Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением.
Слайд 30
Музыка
«стих покаянный» - бытовали вне храма, не были
связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике
сказалось влияние народных песен.
В XV и XVI веках получили распространение театрализованные музыкальные представления, в которых разыгрывались библейские сюжеты. Повествующие об Адаме, Каине, Иосифе, Моисее, Самсоне, Давиде, они были частью праздничных богослужений. Наибольшей популярностью пользовалось «Пещное действо», исполнявшееся перед Рождеством. Его содержание связано с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным.
Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения – слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.
Слайд 31
!?!?Давайте подведём итог
В XVI в. продолжался процесс формирования
культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России
новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Набирали силу культурные связи России со странами Запада.
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъём. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
Слайд 32
Домашнее задание
Прочитать с.105-110, повторить термины.