Слайд 2
Великий князь Андрей Боголюбский родился в Суздале(1111-1174) который
был удельным княжеством его отца Юрия Долгорукого
Слайд 3
Свою молодость Андрей провел в Киеве, то защищая
русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь
своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу.
Слайд 4
В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на
дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки , Улите, отличавшейся
необыкновенной красотой. Улита родила пятерых детей:
1. Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
2. Мстислав.
3. Юрий, князь Новгородский в 1173—1175 гг.,
4. Ростислава.
5. Глеб Владимирский святой.
Слайд 5
В 1155 г. Юрий Долгорукий сел на
великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде,
чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство
Слайд 6
Но сын был других мыслей. Ему хотелось
на свою родину - Ростовско-Суздальскую область, где народ еще
не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им
Слайд 7
Тайно от всех, даже не сказав отцу, князь
Андрей весной в 1155 году выехал из Вышгорода. Взял
с собою чудотворную Икону Богоматери.
Слайд 8
По преданию, когда князь Андрей Юрьевич шел с
чудотворною Иконою Богоматери из Вышгорода в Ростов кони, на
которых везли Икону, не могли идти далее. Князь велел священнику отслужить молебен Богоматери. Во время молитвы к нему явилась Богоматерь.
Слайд 9
По повелению Богоматери, он заложил на избранном Ею
Самой месте церковь в честь рождества Богоматери, из белого
камня, назначив быть тут монастырю.
Слайд 10
Этот монастырь и город, который при нем основался,
получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь.
Сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Слайд 11
Влияние князя Андрея чувствовалось во всех сколько-нибудь серьезных политических
событиях Киева или Новгорода.
Он стремился ограничить традиционные права местных
бояр и князей, проявляя себя (по слову летописи) как настоящий «самовластец»
Слайд 12
Владимиро-Суздальское княжество
Причиной бегства Андрея Боголюбского стало,
по
рассказу летописи,
стремление князя уклониться
от царивших в Южной
Руси усобиц, вызванных соперничеством
из-за киевского великого княжения.
Слайд 13
Северо-Восточная Русь
Северо-Восточная Русь – дальняя окраина, отделенная
от Поднепровья
густыми лесами.
Другое название – Залесская Русь.
Леса прерывались только в
«ополье» близ Суздаля и Владимира.
Ополье
Слайд 14
Северо-Восточная Русь
Древнейшее население – финно-угорские племена и вятичи.
Население
очень редкое.
Обширная славянская колонизация – в XI в. Переселенцы
–
из Приднепровья и
из Новгородской земли.
Слайд 15
В Средние века государство обязательно должно было иметь
собственную религиозную святыню. Икона Богоматери и должна была стать
такой святыней нового самостоятельного государства, которое Андрей собирался создать
в Ростово-Суздальской земле.
Слайд 16
Скорее всего, тем, что в Суздале и Ростове
князю приходилось
считаться с волей веча,
а Владимир считался лишь
«пригородом» старших городов
и потому не имел веча.
Таким образом, власть князя
во Владимире оказывалась сильнее, чем в Ростове и Суздале.
Слайд 17
Андрей Боголюбский изгнал
из Владимиро-Суздальского княжества дружину своего
отца и стал опираться на младшую дружину – «детъцких».
В
Суздальской земле частные вотчины стали появляться только в XII в.
Дружинники получали вотчины
по княжескому пожалованию.
Поэтому они полностью
зависели от князя.
Если в Киевской земле дружинники были соратниками князей,
то во Владимиро-Суздальской
– их слугами.
Слайд 18
В 1169 г. войска Андрея
взяли и разорили
Киев,
в котором тогда правил
Мстислав Изяславич Волынский.
Однако Андрей
не переехал в Киев,
а отдал его младшему брату Глебу.
Из-за постоянных усобиц Киев утратил свое прежнее значение и уже не был столь привлекателен для князей других русских земель.
Слайд 19
После смерти Глеба Андрей отдал Киев смоленским Ростиславичам.
Но вскоре он рассорился с ними
и потребовал от
них убираться
из Киева и Русской земли.
Таким образом,
Андрей полностью подчинил себе дружину, освободился от ограничений своей власти вечем
и стремился заменить отношения старшинства между князьями отношениями
господства и подданства.
Власть Андрея – деспотическое
самодержавие.
Слайд 20
Столкновение с Ростиславичами Андрей проиграл: суздальские полки были
разгромлены войсками Мстислава Ростиславича Храброго.
Вскоре сын Андрея был изгнан
из
Новгорода.
Андрей Боголюбский не смирился с неудачами и собирался возобновить борьбу за господство над Киевом и Новгородом,
но не успел.
Слайд 21
В 1174 г. приближенные Андрея Боголюбского
во главе
с боярином
Петром Кучковичем,
устав от его самовластия, составили заговор.
Князь
был убит.
После этого окрестные жители разграбили замок
в Боголюбове и дворы
многих приближенных князя
Слайд 22
После смерти Андрея
в Суздальской земле началась усобица между
его младшими братьями Михаилом и Всеволодом и его племянниками
Ростиславичами.
В этой усобице Ростиславичей поддерживали Ростов
и Суздаль, а Михаила и Всеволода – Владимир.
В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу.
Вскоре Михаил умер, и во Владимиро-Суздальской земле стал единолично править Всеволод.
Слайд 23
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного
могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став
ядром современного Российского государства.
Слайд 24
В церковную традицию Андрей Боголюбский вошел как
выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец.
Слайд 25
По преданию, князь Андрей Боголюбский установил праздник Покрова
пресвятой Богородицы, который стал отмечаться ежегодно 14 октября.
Вскоре
праздник Покрова Богородицы вошел в круг основных двенадцати праздников Русской Православной Церкви и отмечается только на Руси.
Слайд 26
Из памятников времен князь Андрей лучше всего сохранились
Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в
1158, а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165).
Слайд 28
Панорама Боголюбского монастыря