Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культура России в XVI веке

Содержание

Грамотность и образование В XVI в. образование централизованного государства, развитие аппарата власти и активизация международных отношений создали потребность в увеличении количества грамотных людей. Однако образование в России в этот период
Культура России в XVI в. Грамотность и образование       В XVI в. Грамотность и образованиеЦентрами просвещения в России были монастыри, да и в домашних Характерными новшествами этого периода было то, что основным материалом для письма стала Рукописные книги стоили дорого и требовали долгой работы по их созданию. Появление 1564 г. - Иван Федоров, Петр Мстиславец Первые печатные книги: Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам самодержавия, месту церкви в По-прежнему развивалось летописание. «Летописец начала царства» описывал первые годы правления Ивана Грозного. ЛетописаниеНиконовская (Патриаршая) летопись - самый полный свод. Радзивиловская (Кённигсбергская) летопись. Название летописи «Степенная книга» Памятник русской исторической литературы XVI века. Составлена по инициативе митрополита Макария Курбский A.M.История о Великом князе московском1573 г.Васнецов В.М. Иван Грозный. Портрет 1897 г. Переписка Ивана Грозного и князя Андрея КурбскогоПереписка русского царя Ивана Грозного и Бурный расцвет исторических песен. Главный герой - Иван Грозный. В былинах - «Повесть о казанском взятии» Коровин П. Взятие Казани Иваном Грозным. Сохранились исторические Исторические повестиСохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана IV. Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее звучали Дальнейшее распространение жанра хожденийВасилий Поздняков – Константинополь. Дмитрий Герасимов - предположил путь В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в АрхитектураСложился до конца ансамбль Соборной площади — в 1506-1508 гг. Алевиз Новый Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом Архитектура XVI в. - век шатрового стиля смешение Владимиро-Суздальского стиля и элементов Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, или Собор Василия Блаженного. Покровский Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города В 1535-1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра Москвы В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI веке усилено Портреты исторических лиц (самого Ивана IV, русских князей и даже античных мудрецов) Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше Декоративно-прикладное искусствоВысокий уровень русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества была Москва, где Царь-пушка. Автор – Андрей ЧоховОсобенно прославились русские оружейные мастера успехами в изготовлении Появление первых часовПервые башенные часы, появившиеся в России, были установлены в Московском Кремле в 1404 году. Книга
Слайды презентации

Слайд 2 Грамотность и образование

Грамотность и образование    В XVI в. образование централизованного

В XVI в. образование централизованного государства, развитие аппарата

власти и активизация международных отношений создали потребность в увеличении количества грамотных людей.

Однако образование в России в этот период по-прежнему было только начальным, носило религиозный характер и оставалось доступным очень немногим.


Слайд 3 Грамотность и образование
Центрами просвещения в России были монастыри,

Грамотность и образованиеЦентрами просвещения в России были монастыри, да и в

да и в домашних условиях, и в частных школах

преподавали обычно люди духовного сословия.
Использование розог. Учитель должен учить делом, а не словом.
Обучали прежде всего богословским дисциплинам, а также чтению, письму, иногда началам арифметики. В качестве учебных пособий использовались богослужебные книги. Возникали училища, в которых готовили духовенство.

Слайд 4 Характерными новшествами этого периода было то, что основным

Характерными новшествами этого периода было то, что основным материалом для письма

материалом для письма стала бумага, а, кроме того, господствующим

типом письма можно признать скоропись, появившуюся в XV в. Оба эти факта связаны именно с увеличением письменного оборота и необходимостью его удешевления и ускорения.

Грамотность и образование


Слайд 5 Рукописные книги стоили дорого и требовали долгой работы

Рукописные книги стоили дорого и требовали долгой работы по их созданию.

по их созданию. Появление книгопечатания было неизбежно.
Первые печатные

издания в России относят к 1553 г., но они были анонимными и не датировались.

Грамотность и образование


Слайд 6 1564 г. - Иван Федоров, Петр Мстиславец
Первые

1564 г. - Иван Федоров, Петр Мстиславец Первые печатные книги:

печатные книги: "Апостол", "Часослов« (сборник молитв и богослужений), а

в 1574 г. был напечатан первый русский Букварь.
Обвинены в еретичестве; убежали во Львов, где и работали.
XVI в. - 20 книг богословского содержания

Повсеместное распространение бумаги - предпосылки начала книгопечатания.


Слайд 7 Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам

Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам самодержавия, месту церкви

самодержавия, месту церкви в жизни государства, положению России в

мире. Острая политическая борьба обусловливала падение интересов к повествовательной, беллетристической литературе и большое развитие публицистики. Важнейшие вопросы жизни общества стали предметом обсуждения не только церковных, но и светских авторов. В то же время сохранили свое  значение и традиционные жанры.

Слайд 9 По-прежнему развивалось летописание.

«Летописец начала царства» описывал первые

По-прежнему развивалось летописание. «Летописец начала царства» описывал первые годы правления Ивана

годы правления Ивана Грозного.
«Лицевой летописный свод» —

это изложение всемирной истории от сотворения мира до середины XVI в. (иллюстрированный вариант).

Летописание


Слайд 10 Летописание
Никоновская (Патриаршая) летопись - самый полный свод.
Радзивиловская (Кённигсбергская)

ЛетописаниеНиконовская (Патриаршая) летопись - самый полный свод. Радзивиловская (Кённигсбергская) летопись. Название

летопись.
Название летописи происходит от имени польского полководца Януша

Радзивилла, владевшего первым списком в XVII веке, и от города Кёнигсберга, где этот список хранился, пока в ходе Семилетней войны не попал в Россию в качестве трофея (1760). 
Наибольший интерес представляют раскрашенные миниатюры (всего их 617).


XVI век - кульминация летописания
(в XVII в. летописание уже не ведется).


Слайд 11 "Домострой" Сильвестр
Домостро́й (полное название - Книга, называемая «Домострой») -

анонимный памятник русской литературы XVI века, книга поучительного содержания,

учебник нравственности, определяющий поведение человека в семье и обществе, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.


Слайд 12 "Минеи Четьи"
«Ежемесячные чтения» (от греч. mēnáios —

месячный и древнерус. четье — чтение) - сборники церковно-религиозной

литературы: житий святых, «слов», поучений, сказаний, легенд, расположенных в порядке дней каждого месяца. Свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники.

Слайд 13 «Степенная книга» 
Памятник русской исторической литературы XVI века. Составлена

«Степенная книга» Памятник русской исторической литературы XVI века. Составлена по инициативе митрополита

по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного

Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами.
«Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней. «Степенная книга» содержит родословные и жизнеописания князей (начиная с Владимира Святославовича) и митрополитов.
В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья.
Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти.

Слайд 14 Курбский A.M.
История о Великом князе московском
1573 г.

Васнецов В.М.

Курбский A.M.История о Великом князе московском1573 г.Васнецов В.М. Иван Грозный. Портрет 1897 г.

Иван Грозный. Портрет 1897 г.


Слайд 15 Переписка Ивана Грозного и князя Андрея Курбского
Переписка русского

Переписка Ивана Грозного и князя Андрея КурбскогоПереписка русского царя Ивана Грозного

царя Ивана Грозного и находившегося в Переписка завязалась после

того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю.
Всего переписка ограничилась пятью письмами.
В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

1564—1579 гг.


Слайд 16
Бурный расцвет исторических песен. Главный герой - Иван Грозный.

Бурный расцвет исторических песен. Главный герой - Иван Грозный. В былинах

В былинах - также Иван Грозный. Элементы поговорок - в

других памятниках.

Слайд 17 «Повесть о казанском взятии»
Коровин П. Взятие Казани Иваном

«Повесть о казанском взятии» Коровин П. Взятие Казани Иваном Грозным. Сохранились

Грозным.
Сохранились исторические повести.
Примерами этого жанра могут служить

произведения, описывающие военную деятельность Ивана IV.

Исторические повести


Слайд 18 Исторические повести
Сохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут

Исторические повестиСохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана IV.

служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана IV.


Слайд 19 Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В

Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее

ней все яснее звучали светские мотивы и включались вымышленные

сюжеты. Новым в литературе путешествий XVI в. можно считать появление своеобразных путевых заметок: «повести» («статейные списки», «росписи») русских послов за границей и «отписки» (отчеты) землепроходцев.

Литература путешествий


Слайд 20 Дальнейшее распространение жанра хождений
Василий Поздняков – Константинополь.
Дмитрий

Дальнейшее распространение жанра хожденийВасилий Поздняков – Константинополь. Дмитрий Герасимов - предположил

Герасимов - предположил путь в Индию через Ледовитый океан.


Слайд 21 В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского

В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль

Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы

Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.

Архитектура


Слайд 22 Архитектура
Сложился до конца ансамбль Соборной площади — в

АрхитектураСложился до конца ансамбль Соборной площади — в 1506-1508 гг. Алевиз

1506-1508 гг. Алевиз Новый возвел Архангельский собор.
Колокольня Ивана

Великого (81 м) в центре Кремля долгое время была самым высоким зданием в Москве.

Слайд 23 Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском

распространённым в русском храмовом зодчестве.
Вместо купола здание шатрового

храма завершается шатром.
Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.

XVI в. - век шатрового стиля


Слайд 24 Архитектура
XVI в. - век шатрового стиля
смешение

Архитектура XVI в. - век шатрового стиля смешение Владимиро-Суздальского стиля и

Владимиро-Суздальского стиля
и элементов восточной культуры
Впервые село Коломенское упоминается

в 1339 году, в грамоте князя Ивана Калиты.
С 14 века Коломенское стало загородной резиденцией великих московских князей, а затем и русских царей.
Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в 16-17 веках, представляет большую художественную и историческую ценность.
В комплекс Коломенского входят церковь Вознесения, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском, храм-колокольня Георгия Победоносца, церковь Казанской Богоматери, Водовзводная башня и двое каменных въездных ворот, построенных при царе Алексее Михайловиче.

Церковь Вознесения, 1532 год


Слайд 26 Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, или

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, или Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного.

Покровский собор был построен в 1555—1561

годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Авторы:
Барма и Постник


Слайд 27 Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены

Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде,

в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах.
Архитектура


Слайд 28 выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен

выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого

и башен Белого города Москвы (1585 -1593); мощных городских

стен Смоленска (1596—1602)

Фёдор Савельевич Конь 

(около 1540 — после 1606)

крупнейший русский зодчий рубежа XVI — XVII веков, носивший высокий персональный титул «государев мастер» (царя Бориса Годунова),

Смоленский кремль


Слайд 29 В 1535-1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая

В 1535-1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра

линия укреплений центра Москвы - Китай-город.
В 1585-1593 гг.

под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений - Белый город, затем в конце XVI в. — деревянные стены на Земляном валу — Скородом.

Архитектура


Слайд 30 В XVI в. также построены Успенский собор в

В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский

Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в

Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Архитектура


Слайд 31 В связи с повышенным интересом к историческим темам

В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI веке

в XVI веке усилено развивается жанр исторического портрета и

бытийного письма (исторического сюжета).
Примерами этого жанра являются роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.

Живопись


Слайд 32 Портреты исторических лиц (самого Ивана IV, русских князей

Портреты исторических лиц (самого Ивана IV, русских князей и даже античных

и даже античных мудрецов) носили условный характер, художников интересовали

не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых.

Живопись

ПАРСУНА

Парсуна — разновидность картины, характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI—XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета.


Слайд 33 Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а

Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и

на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми

композициями.

Живопись


Слайд 34 Декоративно-прикладное искусство
Высокий уровень русского декоративно-прикладного искусства.
Центром прикладного

Декоративно-прикладное искусствоВысокий уровень русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества была Москва,

творчества была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских

собирались лучшие ремесленники страны.
Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов.

Слайд 35 Царь-пушка. Автор – Андрей Чохов
Особенно прославились русские оружейные

Царь-пушка. Автор – Андрей ЧоховОсобенно прославились русские оружейные мастера успехами в

мастера успехами в изготовлении тяжелых пушек весом в несколько

тонн. Такие орудия использовались при взятии крепостей и стреляли чугунными или свинцовыми «пулями». Каждая тяжелая пушка имела свое имя – Медведь, Свиток, Онагр, Аспид, Лев и т.д. Но самым известным оружейником XVI в. стал мастер Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, весящую 40 т и имеющую внутренний диаметр ствола около метра. 

Слайд 36 Появление первых часов
Первые башенные часы, появившиеся в России, были

Появление первых часовПервые башенные часы, появившиеся в России, были установлены в Московском Кремле

установлены в Московском Кремле в 1404 году. Они были изготовлены монахом Афонского

монастыря Лазарем Сербиным.
Великий Князь Василий I, сын Дмитрия Донского, купил это изобретение и повелел установить на башне своего дворца. По его приказу каждый час дежурный звонарь ударял по колоколу молотом.

  • Имя файла: kultura-rossii-v-xvi-veke.pptx
  • Количество просмотров: 120
  • Количество скачиваний: 0