Слайд 2
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры.
Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе
и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец.
Слайд 3
По проекту была возведена грандиозная постройка, состоящая из
двух П-образных корпусов. Длина главного фасада достигла 406 метров.
Здание было украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Здание Адмиралтейства было украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию – музу астрономии.
Слайд 4
Казанский собор был задуман как главный храм столицы
и был построен в 1801-1811 годах по проекту и
под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Его главной святыней должна была стать «чудотворная» икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М.И.Кутузов.
Слайд 5
Исаакиевский собор, одно из самых величественных сооружений Петербурга,
построен в середине 19 века по проекту О. де
Монферрана., Его верхняя часть, увенчанная необъятным куполом с благородной темной позолотой, возвышается над всеми окружающими зданиями и хорошо видна с крыши Зимнего дворца. Прямо от стен Зимнего Дворца начинается зелень Адмиралтейского парка, который простирается до Сенатской площади.
Слайд 6
В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит
здание Генерального штаба (1819-1829).
Слайд 7
Сенат и Синод, строительство 1829-1834 гг., архитектор
К.И.
Росси. Здание Сената и Синода - последнее большое произведение
великого зодчего. Два здания, украшенных 8 - колонными лоджиями коринфского ордера, соединены аркой. Памятник архитектуры отличает богатый скульптурный декор .
Слайд 8
Александрийский театр. Является одним из старейших профессиональных театров
в России. Здание театра построено по проекту архитектора К.
Росси. Александринский театр входит в ансамбль двух площадей и улицы, последняя носит имя К. Росси и по истине является архитектурным чудом, да впрочем, и сам театр представляет собой шедевр Русского классицизма. Торжественное открытие театра состоялось в 1832 году, назван он в честь жены Николая I.
Слайд 9
Михайловский дворец был задуман в дар великому князю
Михаилу Павловичу от его брата Императора Александра I. Строительство
велось с 1819 по 1825 год по проекту и под руководством
К.И. Росси.
В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.
Слайд 10
Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа
представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры XVIII -
XIX веков. Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I, неподалеку от новой северной столицы, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры, живописи и произведений декоративного искусства делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.
Слайд 11
Манеж в Москве был построен в 1817 по
случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812
года по проекту архитектора А.А.Бетанкура. В 1824—1825 годах отделано в стиле ампир О.Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.
Слайд 12
Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове,
Жилярди и др.) - один из лучших образцов русской,
классической архитектуры .
Слайд 13
Постепенно в условиях распада феодально-крепостнической формации и становления
капиталистических отношений на смену классицизму пришла эклектика. Это свободный
выбор и произвольное сочетание приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определенным единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России. Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко. Основоположником официального течения "русского стиля" современники провозглашали К. А. Тона . Стали использоваться новые материалы и конструкции.
Все большее внимание архитекторы уделяли функционально-планировочной организации зданий. Строились неизвестные прежде виды сооружений - железнодорожные вокзалы, "пассажи", крупные производственные корпуса. Самым распространенным типом зданий являлись многоквартирные доходные дома. Прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары. Возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных и больничных зданий и комплексов.
Слайд 15
Инициаторами создания Политехнического музея были ученые, объединившиеся в
1864 году в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и
этнографии (ИОЛЕАЭ). Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний. возникла мысль создать в Москве общедоступный Музей прикладных знаний Чтобы собрать экспонаты для музея, было решено устроить в Москве Всероссийскую промышленную выставку, приурочив ее к 200-летию со дня рождения Петра I. Экспонаты выставки должны были носить познавательный характер: раскрывать основы производства, демонстрироваться в действии, служить образовательным целям. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года
Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского (арх. В.О.Шервуд ).
Слайд 17
В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен
храм Христа Спасителя
в память избавления России от наполеоновского
нашествия.
Заложен в 1839 году по проекту архитектора К.А.Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем». Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90-е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.
Слайд 18
На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец.
Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с
запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.