Слайд 2
Классицизм
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и
эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма
лежат идеи рационализма. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства,
Слайд 3
Русский классицизм
В 60-ые годы 18 века Россия, подобно
другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей
и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. Складывается тип дворца-усадьбы, расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.
Слайд 4
Русский классицизм
в Саратове
Особняк Филиппа Катенёва.
Первый каменный частный дом
на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев
по проекту зодчего В.И.Суранова. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа
Слайд 5
Особняк Филиппа Катенёва.
В нижнем этаже дома Катенева имелся
“коридор для проезда внутрь двора”. В двор выходили “людские
комнаты”, кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа, выходящие на галерею аркады, служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и в мезонине насчитывалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из узкой средней комнаты второго этажа устроен выход на балкон между колоннами центрального портика.
Слайд 6
Особняк Филиппа Катенёва.
От Катенева дом вскоре перешел к
Устинову, который быстро продал его духовному ведомству. Здесь разместились
духовное училище и классы духовной семинарии. Для учебных заведений внутри была сделана перепланировка помещений для устройства просторных классов. До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.
Слайд 7
Усадьба Михаила Устинова (XVIII в.).
Богатый саратовский купец
М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно
стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.
Слайд 8
Усадьба Устинова
Для этих целей в 1813 году Михаил
Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга
в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.
Слайд 9
Усадьба Устинова
В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это
здание для нужд духовной семинарии. А почти через сто
лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь
Слайд 10
Усадьба Тюльпиных
Усадьба Тюльпиных
Усадьба Тюльпиных – компактный
комплекс жилых и вспомогательных построек, окружающих внутренний двор. Главный
полутораэтажный дом выходил парадным фасадом на Царицинскую улицу. Его украшения небогаты, однако во всем чувствуется добротный профессионализм: в уравновешенности пропорций, ясности композиции, строгости деталей.
Слайд 11
Усадьба Тюльпиных
Гордость дома и его владельца – каноничный
шестиколонный портик тосканского ордера, воспроизведенный со скрупулезной точностью, от
баз колонн до череды триглифов на фризе и сухариков, обрамляющих пологий фронтон.
Слайд 12
Усадьба Тюльпиных
Войти в её двор приглашают представительные трехчастные
каменные ворота – арка для проезда экипажей и две
боковые калитки. Над аркой, во внутреннем поле небольшого фронтона – тимпане – деревянный герб, охраняющий достоинство усадьб
Слайд 13
ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА
Бывший особняк купца
Степана Корнилова
стоит
чуть выше
Музейной площади,
на углу улиц Московской и
Чернышевского. Этот небольшой дом построен в 1830-х годах по проекту ученика В.Суранова – саратовского губернского архитектора Г.В.Петрова. Он очень развил традиции саратовского классицизма
Слайд 14
ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА
Его композиция не сложна, но
в тоже время очень выразительна и обращает на себя
внимание. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливает интерес людей к этому дому. Но это сейчас. Сто семьдесят же лет назад, Особняк С.Корнилова выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.
Слайд 15
ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА
Мастер варьирует масштаб и пропорции –
от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к
удлиненным жилых комнат второго и далее – к маленьким квадратным проемам мезонинов.
Иное дело – ротонда.
Её масштаб укрупнен;
четыре колонны
коринфского ордера
призваны поддерживать
не только полушарие
«римского» купола на
двухъярусном карнизе,
но и статус-кво владельца
особняка, богатого и именитого
купца.
Слайд 16
Эклектика
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в
архитектуре, доминировавшее в Европе и России в XIX в.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная
«краснокирпичная» архитектура).
Слайд 17
Русская эклектика
Храма Христа Спасителя(1839-1883)
Большой Кремлевский дворец.
Мариинский дворец
Исторический музей
Храм Спас на Крови
Исакиевский собор
Слайд 18
Русская эклектика в Саратове
Представителем эклектики в саратовской архитектуре
является Алексей Маркович Салько (1838 - 1918).
По окончании
Строительного училища он трудился в Саратове,
40 лет состоял городским архитектором. А. М.
Салько строил много.
До сего времени сохранились дома Вакурова (1874. Театральная площадь), Мещерякова (1881. Ул. Горького, 39, надстроен), Никитина (1890. Пр. Кирова, 39), Шмидта (1899. Соборная ул., 42) и другие.
Удачными и красивыми явились построенные здания дворянского пансиона (Соборная ул., 33), фельдшерской школы (Ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (Советская ул., 60), Ново-Покровской церкви (Ул. Горького, 85) и другие.
Слайд 19
Окружной суд
По проектам А. М. Салько в Саратове
выстроено несколько общественных сооружений. Возведенное в 1878 году здание
окружного суда (Московская ул, 64) было воспринято как «холодная, безжалостная казарма». Протяженное по улице, обильно украшенное декором, с ритмически повторяющимися полуколоннами и пилястрами, здание утомляло и переставало восприниматься своеобразие мотивов.
Слайд 20
Управление железной дороги
Столь же критически было встречено громадное
здание Управления железной дороги (1909 - 1914. Московская ул.,
8). Оно было отнесено к стилю «салькоко». Постройка «задавила» Троицкий собор и разрушила классицистский стиль Старо-Соборной площади.
Слайд 21
Гостиница Московская
Среди построек А. М. Салько следует отметить
те, в которых автор верен формам определенного стиля в
пределах одного элемента - фасада. Это гостиница
«Московская» (1901.
Московская ул., 84),
где использованы приемы
и детали декоративного
убранства московского
зодчества XVI-XVII вв.
Слайд 22
Дом Вакурова
Театральная площадь. Дом №1. Выстроен он был
по проекту архитектора А.М. Салько купцом Вакуровым в 1874
году. На первом этаже дома были устроены роскошно отделанные магазины с зеркальными стеклами, металлическими сводами и шторами, которые сдавались крупным саратовским купцам и давали Вакурову 9000 рублей в год арендной платы. Остальные три этажа занимала “Столичная гостиница” с более чем 70 комфортно обставленными номерами, залами для обедов и чтения. В 1893 году дом Вакурова был занят (кроме первого этажа) под Управление Рязано-Уральской железной дороги
Слайд 23
Дом Вакурова
В настоящее время здесь располагается Саратовский Государственный
аграрный университет — один из крупных вузов страны, подготовивший
за 86 лет существования более 15 тысяч агрономов, экономистов и иных специалистов сельского и лесного хозяйства.
Слайд 24
Дом Никитина
В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил
на Немецкой улице двухэтажное жилое здание, известное нам как
“дом Никитиных”. Пётр Александрович Никитин — младший из трёх братьев Никитиных к 1890 году стал состоятельным цирковым предпринимателем и мог позволить себе возвести столь неординарный особняк, проект которого поручил подготовить самому популярному в Саратове архитектору. И дом получился на славу — сколько поколений саратовцев заглядывалось на него, дивясь изяществу и гармоничности форм! “Русские самородки”, основатели русского национального цирка братья Аким Александровичи Петр Александрович Никитины жили здесь на верхнем этаже; нижний же занимали аптека, небольшой ресторан и фото ателье.
Слайд 25
Дом Никитина
Планировка дома удобна, комнаты и залы светлы
и просторны, хороши парадная лестница и угловая башенка-эркер. Декор
фасада был достаточно насыщенным и сложным для крупного особняка; однако сила пластики и даже набор покрывавших поле фасада деталей точно укладывались в границы, заданные стилем и окружающей застройкой.
Слайд 26
Дом Мещерякова
Построен двухэтажный дом был на средства купца
Мещерякова на перекрестке двух центральных улиц города: Немецкой и
Александровской.
До революции здесь располагался ресторан “Прага”, где вечерами играл “оркестр лиристов”, а к столу подавались “лучшие вина и блюда отечественной и заграничной кухни”.
В советское время зданию были надстроены еще 2 этажа.
Слайд 27
Дворянский пансион
Построен по проекту А.М.Салько в 1895г.
Сейчас здесь
находится средняя школа №8 г.Саратова (ул.Соборная)
Слайд 28
Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского
Автором проекта следует
считать молодого в то время архитектора А.М.Салько, который и
руководил строительством, завершив его в 1865 году. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр.
Слайд 29
Фельдшерская школа
(1899.
Ул. Чернышевского, 151)
Слайд 30
Ново-Покровская церковь (ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ)
(1885. Ул.
Горького, 85)
В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.
Слайд 31
В.Л.Владыкин
Владимир Львович родился в 1867 году.
Саратовский городской
архитектор, классный художник, преподаватель рисунка в Саратовском Ремесленном училище.
Окончил Академию художеств в 1892 году.
Умер в 1917г.