Слайд 2
Архитектурные стили западноевропейского Средневековья.
Романский (XI –XII вв.)
Готический
(XIII – XV вв.)
Слайд 3
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от
названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между
сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).
В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Слайд 4
Витраж собора Парижской Богоматери. Относится к выдающимся достижениям
готики. В соборе Парижской Богоматери цветное стекло дополняется бесцветным,
детали витража иногда выполнены росписью. Для поздней, пламенеющей готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проемов.
Слайд 5
Западный фасад Кельнского собора. Германия. 1248-1560. Строительство собора
было окончательно завершено в 1842-1880. Это крупнейший из готических
соборов: его длина 14 м, а высота 153 м. Готический стиль распространялся в другие европейские страны из Франции. Немецкие мастера сумели передать беспокойный дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика собора.
Слайд 6
Готический собор в Милане. Строительство началось в 1386,
закончилось в 1856. Архитекторы А. и Ф. дельи Органи,
Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие.
Слайд 7
Кельн. Основной неф и алтарь Кельнского собора. Главным
архитектурным сооружением и украшением городов позднего средневековья становится величественный
готический собор. В его основе лежит упрощенная в плане романская базилика. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, придавала собору особую ажурность, легкость и невесомость, снимая нагрузку со стен. Из-за большого количества оконных проемов, пространство готического собора стало более светлым.
Слайд 8
Центральный неф собора в Линкольне. Англия.
Около 1220-1240 гг.
Слайд 9
Собор Парижской Богоматери.
Франция. 1163 г. - XIV в.
Слайд 10
Собор в Солсбери. Англия. 1220-1258 гг.
Слайд 11
Место фрески в готическом соборе занимает витраж —
вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных
стекол. Витражи были живописным украшением храмов и служили основным источником света. Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая «роза». Витраж (готическая роза) северного окна собора в Шартре. Франция. Витраж Шартрского собора — один из самых величественных. В главной композиции представлена Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, витражи Шартрского собора содержат около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников и крестьян.
Слайд 12
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв.
(в ряде стран также 13 в.). Главная роль в
романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Слайд 13
Монастырь Мария Лах (1093-1156, Германия).
Построенные в романском
стиле здания обычно представляли собой систему простых объемов (кубов,
цилиндров и т. п.). Поверхности массивных стен расчленялись лопатками, аркатурными фризами и галереями. Каждая из основных частей храма и снаружи и изнутри представляла собой обособленную от остальных пространственную ячейку. Высокие башни — один из основных элементов романской архитектуры.
Слайд 14
Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад. Франция. 1089-1130.
Ведущее положение в романской архитектуре занимала Франция. Церковь в
монастыре Клюни послужила прототипом для строительства других церквей. При строительстве этой церкви впервые была использована слегка заостренная арка свода. Деревянные перекрытия уступили место каменным сводам, которые связали покрытие со стенами в одно целое.
Слайд 15
Соборный комплекс. Пиза. «Падающая башня» (отклонение от вертикальной
линии на 4,5 м) и Пизанский собор являются одним
из лучших архитектурных ансамблей романского стиля. Пизанский собор представляет собой грандиозную и простую в плане базилику. Шесть ярусов декоративных аркад покрывают беломраморную «Падающую башню», получившую свое название из-за сильного наклона.
Слайд 16
Графский замок (1180 г.), окруженный заполненным водой рвом,
— один из красивейших среди сохранившихся памятников романского искусства
в Европе. Гент.