Слайд 2
cantus publicus
Бытование cantus publicus характеризует устная традиция. Она
звучала на празднествах, застольях, при дворах.
Это не фольклор
и не сочинения клириков; это продукция особого профессионализма – менестрельного, основанного на устных навыках и самобытной поэтике.
Слайд 3
cantus publicus
В письменных источниках XII-XV веков встречаются различные
определения носителей артистического профессионализма: используются слова «жонглер», «шпильман», «менестрель»,
причем они употребляются в одном и том же круге значений.
Слайд 4
Жонглер
Жонглер (франц. jongleur, от лат. joculator ) в
переводе означает шутник и этим словом обозначали странствующих комедиантов
и музыкантов в средневековой Франции. Иногда их называли гистрионами. В Германии им родственны шпильманы, в России — скоморохи.
Слайд 5
Менестрель
Слово менестрель происходит от латинского menestrallus, производного от
mestier – «мастерство», «ремесло», «профессия».
Именно этот термин
логичнее всего использовать в качестве определяющего понятия для артистических профессий средневековья, составляющих основу средневековой народной культуры и представляющих устойчивую профессиональную традицию.
Слайд 7
4 вида менестрельного профессионализма
Зрелищно-цирковой профессионализм (акробаты, эквилибристы, канатоходцы,
иллюзионисты, дрессировщики, танцоры и танцовщицы.
Профессионализм поющих поэтов, аккомпанирующих себе
на струнных инструментах.
Профессионализм менестрелей-инструменталистов, владевших игрой на нескольких инструментах, а также навыками ансамблевого музицирования.
Синтетические, промежуточные формы профессионализма, основанные на смешанных, межремесленных навыках.
Слайд 8
Жанровая сфера
Сantus publicus
Инструментальные с.р.
Вокальные с.р.
Кант
Шансон
Жеста Рондель
Орнаментированное пение Дукция
Куплетное пение
Слайд 9
Инструментарий
Ансамбли при княжеских дворах были весьма пестрыми по
составу. Существовало множество местных традиций, вариантов в структуре и
строе одних и тех же инструментов, различались манера и школы игры, типы виртуозности.
Слайд 12
Виела - одно из общих названий средневековых струнных
смычковых инструментов (в немецко-язычных странах фидель)
3.4, 5 (с
13 в.) струн – 4 струны плюс одна – бурдон.
Слайд 13
Ребек трехструнный инструмент, квинтовый строй, сильный, резкий звук;
несколько разновидностей: дискант, тенор, бас.
Слайд 19
Духовые инструменты
Флейта. Двойная флейта
Шалмей (с двойной тростью), корнамуз
Бомбарда
- ближайший предок фагота
Цинк – с 11 в.
(рожок) – духовой мундштучный инструмент, 7 (6 + 1) отверстий, обтягивали кожей (позднее в Италии – корнет)
Сакбут - медный мундштучный инструмент, напоминающий по своей форме тромбон
Слайд 29
Ударные инструменты
барабаны
бубен
кастаньеты
тарелки
колокольчики
треугольники
тамбурин
Слайд 31
Рыцарское музыкалдьно-поэтическое искусство
Трубадуры (trobador – изобретающий, находящий новое)
– средневековые рыцари, певцы любви и Прекрасной Дамы.
Куртуазность (англ.
courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
Слайд 32
Трубадуры
Трубадуры - знатные сеньоры жили в замках, трубадуры
- бедные рыцари проводили жизнь в странствиях, стремясь найти
богатого и щедрого покровителя. Поэты слагали стихи о мирской любви на окситанском языке, сочиняли к ним музыку и чаще всего, сами же исполняли.
Слайд 33
Жанры
Кансона – песня лирического содержания, отличающаяся изысканным и
сложным строением строфы.
Альба – строфическая песня с одинаковым завершением
каждой строфы, рисующая расставание влюбленных на заре.
Пасторела – лирическая песня, изображающая встречу рыцаря с пастушкой.
Баллада – плясовая песня.
Сервента – песня политического или общественного содержания.
Тенсона – спор-диалог двух поэтов.
Плач – выражает печаль поэта по поводу утраты кого-либо.
Слайд 34
Труверы
На севере Франции средневековых поэтов-певцов именовали труверами (франц.
trouvere, от trouver — находить, придумывать).
Дошедшее до нас
музыкальное наследие трубадуров достаточно скромно: на более чем 2,5 тысячи поэтических текстов приходится лишь около 250 мелодий. Мелодий труверов на старофранцузском сохранилось около 1400.
Слайд 35
Труверы
Всего в распоряжении исследователей имеются 4 рукописных сборника:
два хранятся в Национальной библиотеке в Париже (1253-54 гг.
и 1240г.), один записан в Тулузе и один в Ломбардии. Мелодии зафиксированы квадратной нотацией.
Среди крупнейших авторов – Маркабрюн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль, Гильем де Кабестань и др.
Слайд 37
Миннезингеры
Под сильным воздействием поэзии романских трубадуров и труверов
складывается куртуазная лирика миннезингеров (нем. Minnesinger — певец любви)
- немецких рыцарских поэтов-певцов XII-XIV вв.
Основные жанры, в которых творили немецкие миннезингеры, это любовная песнь (Minnelied), песнь рассвета (Tagelied), лейх (Leich), шпрух (Spruch).
Слайд 38
Первыми миннезингерами считаются Кюренберг и Дитмар фон Айст,
расцвет миннезанга связан с именами Вальтера фон дер Фогельвейде,
Вольфрама фон Эшенбаха, Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена. К миннезингерам позднего периода относят Нейдхарта и Тангейзера.
Слайд 39
Ваганты
Ваганты (от лат. vagantes — бродячие) - создатели
латиноязычной поэзии, расцвет которой приходится на западноевропейское «высокое» Средневековье
(конец XI — начало XIII вв.), когда в средневековых городах множатся школы, возникают первые университеты и складывается первая в истории Европы ситуация избытка образованных людей. Ваганты — клирики, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, школяры и студенты, странствовавшие из города в город в поисках знаний и лучших учителей, беглые монахи.
Слайд 40
Голиарды, школяры
Само название вагантов — голиарды (goliard, возможный
перевод «обжоры», «винопийцы»; от лат. gula — глотка), произвольно
возводили к имени их мифического прародителя — стихотворца-обжоры верзилы Голиарда, отождествлявшегося с Голиафом вследствие созвучия двух имен.
Голиарды (школяры) - бродячие поэты-клирики, завсегдатаи таверн. На Соборе 1227 года голиардам было запрещено петь скабрезные песни на мотивы католических молитв.