Слайд 2
Спарта - главный город Лаконии, что на правом
берегу реки Эврота, между рекой Энус (левый приток Эврота)
и Тиазой (правый приток той же реки), также государство, столицей которого была Спарта.
По преданию, Спарта была столицей значительного государства ещё до вторжения дорийцев в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахейцы. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший такую видную роль в троянской войне.
Слайд 4
Территория Древней Спарты
Город Спарта стоял на реке Евроте.
Территория государства около 1000 года до н. э. была
завоевана дорянами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами доряне составили господствующее сословие спартиатов.
В IX веке до н. э. законодательство Ликурга сделало из Спарты сильное военное государство, в двух войнах завоевавшее Мессению и приобретшее гегемонию над Пелопоннесом и даже преобладание во всей Древней Греции вплоть до периода Греко-персидских войн.
Слайд 6
Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население
Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее
дорийцами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась за счет своих ближайших соседей. Очень вероятно показание Эфора, что после так называемого вторжения дорийцев Лакония не составляла одного государства, а распадалась на несколько (по Эфору — 6) государств, которые находились в союзе друг с другом. Центром одного из них и была Спарта.
Слайд 8
Образование государства
Название государства произошло от города, основанного
в Х в. до н.э. на левом берегу р.
Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин.
Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.
Слайд 10
Спарте в VII в. до н.э. нехватка плодородных
земель стала ощущаться особенно заметно.
Начались войны за захват Мессении,
расположенной в центре полуострова. В результате 2мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с много численным населением. Здесь проживало 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс.периэков. Спартанцев - мужчин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Спартанцы в Мессении поработили население, большинство которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные говорили на одном языке, имели одну религию.
Слайд 12
Государственный строй
Реформы, которые по традиции приписывают Ликургу,
относятся к первой половине VII в. дон. э. За
короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их не многословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисамии народами.
Слайд 13
Стычка спартанцев
с фиванским гоплитом
рядом с Танагрой
Слайд 14
По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были
наделены земельными участками(клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось
около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, -оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.
Слайд 16
Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в
то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.
Многие ученые отнесли их к категории рабов. Ф.Энгельс был склонен считать их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.
Слайд 18
Образование и воспитание в Древней Спарте
Система Агогэ
— система военного воспитания в Спарте. По этой системе,
всякий мальчик, родившийся в Спарте, должен был пройти через эту систему. При рождении мальчика, его брали и относили на край пропасти, где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной, некрасивый и т. д., то его сбрасывали в пропасть (по мнению современных учёных, убийства спартанцами своих детей — миф [1]). А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали.
Слайд 20
В 17 лет, когда юные спартанцы должны были
возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно
было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так «отсеивались слабые». Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.
Слайд 22
Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы
стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстроте
бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель- иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы из низших слоев общества, в частности мофаки - дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.
Слайд 24
Совместное воспитание полов имело своим результатом ранние браки.
Жених, по старым обычаям, умыкал невесту, скрытно выкрадывал ее.
Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, остриженную и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс - символ девственности, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после обручения. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супруге, невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек воспитывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. Мнение должностных лиц учитывалось при заключении брака.