Слайд 2
Гипотеза
Мы считаем, что первые религиозные войны в Европе
произошли из-за того, что Римско-католическая церковь навязывала людям свою
веру. Церковь убеждала в том, что человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен “Спастись“ т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку «благодать» и обеспечить ему вечное «спасение».
Слайд 3
Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации.
Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли
Католической церкви в обществе. Цель реформации заключалась в стремление к созданию национальных церквей и борьбы против католического учения, имевшее в своей основе антифеодальный характер.
Слайд 4
Цель реформации
Главной целью реформации XVI века была борьба
против католической церкви и феодального строя; «возвращение христианства к апостольским временам»,
реформирование христианской церкви в духе евангельских идеалов.
Слайд 5
Что такое реформация?
РЕФОРМАЦИЯ переводе с лат. преобразование –
это религиозные и социально-политические течения, выдвигавшие требования реформы католической
церкви и возвышавшие значение мирской жизни.
Слайд 6
Предпосылки
Разложение феодальных отношений
Зарождение капитализма
Что мешало?
Цеховые правила
Крепостная зависимость
Феодальная раздробленность
Грабежи
и разбои рыцарей
Засилье католической церкви
Рост самосознания личности
Слайд 7
Начало реформации
Основал Реформацию профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер
против католической церкви в 1517. Возмущенный кризисом церкви, критикуя
роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.
Слайд 8
Мартин Лютер
Профессор Виттенбергского университета
Великий основоположник и вождь Реформации
в Германии
Основатель немецкого протестантизма (лютеранства), переводчик Библии на немецкий
язык.
В 1517 г. выступил против продажи индульгенции
1483 - 1546
Слайд 9
Родина реформации - Германия
Реформация в Германии началась как
движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против
католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 - 1526 гг.
Слайд 10
Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате
которых в ряде европейских государств утвердились буржуазная, религиозная и политическая
свободы. Но эпоха Реформации поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом государства. Реформация отвергла принципы католического теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти.
Слайд 11
Вормсский рейхстаг
По существу же РЕФОРМАЦИЯ началась после
Вормсского сейма 1521 г., на котором был оглашен эдикт,
объявивший Лютера еретиком. Папа – Лев Х отлучил Лютера от церкви за его учения; в движение включились широкие слои населения.
Слайд 12
Социальную базу РЕФОРМАЦИИ в Германии составляли бюргерство, представители
светской власти, стремившиеся к захвату церковных земель, крестьянство.
Значительную роль
в распространении РЕФОРМАЦИИ сыграла Крестьянская война (1524-1526) под руководством Т. Мюнцера.
Слайд 13
В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в
княжествах Северной Германии - Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге,
Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.
Слайд 14
Реформация в Дании и Норвегии
Реформация в Даниии связана с именем Ганса
Таусенаа, который после учёбы в Виттенберге начал проповедовать лютеранские
идеи на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король Фредерик I. В 1530 году на церковном синоде в Копенгагене Таусен защитил «символ веры» датских протестантов — «43 копенгагенские статьи».
В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен. С составленным уложением был ознакомлен Лютер, и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.
В 1550 году на датском языке была издана Библия. Особенностью Реформации в Дании было отношение к монастырям, которые не были закрыты, хотя и обложены налогами. Новых послушников принимать не разрешалось. В итоге монастыри существовали ещё 30 лет после начала церковных реформ. Большинство же приходских священников не стали жертвовать своими местами и влились в новую церковную структуру
Церковная реформация в Норвегии была также проведена датским королём Кристианом III, который распространил на страну действие датской церковной ординации 1537 года, определявшей положение новой религии в церкви. Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Более того, борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене
Слайд 15
Реформация в Швеции и Финляндии
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (Ларс) Петри,
сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования,
стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической Церкви. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане. Негативно отнёсся к проповеди нового учения и новый король Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.
Слайд 16
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение
богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а
в1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги.
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.
В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции.
Слайд 17
Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье — Католическая
Церковь
Слайд 18
Реформация в Прибалтике
Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского
ордена. В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский. Он пытался проводить независимую
от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию.
Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации. Уже в 1520-е годы здесь выступали ученикиЛютера Иоганн Бугенхаген, Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер. Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман. Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523—1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов.
Активно распространялось новое учение и в Великом княжестве Литовском. В 1547 году на литовский язык Мартинасом Мажвидасом был издан евангелический катехизис
Слайд 19
Катехизис Мажвидаса — первая книга на литовском языке
Слайд 20
Итоги Реформации
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С
одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной
Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Слайд 21
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве
политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам
представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.