Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Шатровый стиль

Содержание

Шатёр (шатровый стиль) в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
Новый тип русского храма - шатровый стильВыполнила:Глинникова Л.Н. Шатёр (шатровый стиль) в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек Шатровый стильТипологические варианты шатровых храмов:Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы) Шатёр Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой История Шатровых храмовШатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – В начале XVI века возникает новый стиль русского зодчества – шатровый стиль Храм Вознесения в КоломенскомВ 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм Вознесения, В 1532 г. на правом крутом и высоком берегу Москвы-реки по приказу Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе же Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи  в Дьякове.Дьяковский храм выглядит  гораздо Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны Храм Покрова что на Рву.(Собор  Василия Блаженного).Собор Покрова что на Рву Храм Покрова что на Рву.(Собор  Василия Блаженного).Первоначально собор был белым, купола Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561)Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве  Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве была Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря  Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь Спасская церковь  Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Деулино построена между Храм-часовня в честь Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре  Храм-часовня в честь Преображенская церковь  Церковь Спаса Преображения (2-я половина XVI в.) была построена Пантелеймоновская часовня  Деревня Першутино расположена прямо на трассе, ведущей из Клина КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫМосковская церковь Троицы в Никитниках Московская церковь Троицы в НикитникахВход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из больших Церковь Рождества БогородицыДругим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком Спасо-Андронников  монастырьСпасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу Новодевичий монастырь.Он был основан в начале XVI века и как памятник освобождения Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века при Смоленский собор В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор по Церковь Ильи Пророка - одна из самых замечательных церквей Ярославля. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен на берегу Яузы Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой кубообразное здание (с В 1652 г. в Москве была построена церковь Рождества Однако церковь Рождества Богородицы в Путинках знаменита и тем, что Строительство Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыре началось в апреле 1658 г., а освящение Запрет на строительствоВ середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами Бусева -Давыдова И. Л. Древнерусское зодчество. Каменное зодчество Древней Руси.Комеч А. И.
Слайды презентации

Слайд 2 Шатёр (шатровый стиль)
в деревянном и каменном зодчестве

Шатёр (шатровый стиль) в деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение

XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или

многогранной пирамиды.

Слайд 3 Шатровый стиль
Типологические варианты шатровых храмов:

Восьмерик на четверике (крестообразной

Шатровый стильТипологические варианты шатровых храмов:Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы)

или кубической формы)
Шатёр на четверике без восьмерика
Восьмигранный

храм без четверика
Композиция из нескольких шатровых приделов

Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.

Слайд 4 Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик,

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился

на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого

восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.

Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.
В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.



Слайд 5 История Шатровых храмов
Шатровые каменные храмы на Руси появились

История Шатровых храмовШатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV

на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов

связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.

Слайд 6 В начале XVI века возникает новый стиль русского

В начале XVI века возникает новый стиль русского зодчества – шатровый

зодчества – шатровый стиль
Церковь Вознесения в селе

Коломенском, XVI в.

Этот храм поражает всех, кто его видит… Стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой.
Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу.

Слайд 7 Храм Вознесения в Коломенском
В 1532 г. здесь был

Храм Вознесения в КоломенскомВ 1532 г. здесь был возведен знаменитый храм

возведен знаменитый храм Вознесения, начавший собой строительство каменных шатровых

храмов.
На высоком берегу Москвы-реки уходит в небо белый столб Коломенского храма, состоящий из могучего крещатого основания и уникального своей формой шатра, увенчанного небольшой главкой.
Стройные пилястры по углам здания, острые «стрелы», зажатые в простенках, тройные ярусы килевидных кокошников — все устремляется вверх.

Слайд 8

В 1532 г. на правом крутом и высоком

В 1532 г. на правом крутом и высоком берегу Москвы-реки по

берегу Москвы-реки по приказу великого князя Василия III была

построена каменная церковь Вознесения Господня, использующая шатровую конструкцию деревянного сакрального зодчества. Основание церкви составляет крестообразный объем на подклете, который плавно переходит в восьмерик, а затем в высокий восьмигранный, устремленный ввысь острый шатер, увенчанный главой. Высота храма (при интерьере 8,5 x 8,5 м) превышает 60 м. Летописец записал, что церковь «Вознесения Господа нашего Иисуса Христа [...] чудна своей высотой, красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси". Храм, к счастью, сохранил свой первоначальный облик. Этот уникальный монумент можно посмотреть на территории музея-заповедника в Коломенское. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 9 Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей

Смелость и красота Коломенского храма Вознесения поражали людей Древней Руси. «Бе

Древней Руси. «Бе же церковь та вельми чудна высотою,

красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — записал летописец в год окончания постройки храма. На восточной стороне галереи-гульбища, окружающего храм, расположен трон из белого камня. Отсюда московские цари любовались ширью реки, ее лугами и синевшими на горизонте лесами.


Слайд 10 Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Дьяковский храм

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.Дьяковский храм выглядит гораздо более

выглядит гораздо более пышным, мощным и тяжеловесным по сравнению

с церковью Вознесения.
Большинство историков считает, что Дьяковский храм явился предшественником собора Покрова, что на Рву, и даже полагает, что его строили те же мастера.
Но есть и иная версия, относящая храм Усекновения главы Иоанна Предтечи к 50-м гг. XVI в. и считающая его упрощенной версией Покровского собора.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.


Слайд 11 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Каменный шатровый храм был

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским

выстроен Дмитрием Пожарским после ранней смерти его любимого сына

Федора. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих чину". Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.
У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна.  Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Этот храм не закрывался даже в советское время.

К содержанию


Слайд 12 Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства

Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они

храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека,

а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.

К содержанию


Слайд 13 Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).
Собор Покрова

Храм Покрова что на Рву.(Собор Василия Блаженного).Собор Покрова что на Рву

что на Рву был построен в честь взятия Казани

в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек – псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра расположены восемь приделов: четыре больших расположены по концам креста, еще четыре меньших – по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое целое девять церквей.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).


Слайд 14 Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).
Первоначально собор

Храм Покрова что на Рву.(Собор Василия Блаженного).Первоначально собор был белым, купола

был белым, купола были покрыты побеленным железом.
Нынешний пестрый («восточный»)

облик храм приобрел в XVII в., тогда же изменилось покрытие глав. Ныне ни один из десяти куполов (над шатром, восемью приделами и колокольней) не повторяет другой.
В 1588 г. пристроен придел в честь Василия Блаженного (1460–1552), давший храму обиходное название.
Колокольня пристроена в 1670-х гг.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).


Слайд 15 Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561)
Архитектор: Барма

Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561)Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный

Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика


Семантика: обетный храм в честь взятия Казани
Тип:
ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем - шатровый храм.

Слайд 16 Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной

Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры

шатровой каменной архитектуры на Руси. Его восемь башен, поставленных

на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Впечатление воздушности и легкости достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих собор деталей - карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон.



Слайд 17 Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве
Церковь Троицы Живоначальной в

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве была

Троицком-Голенищеве была построена в 1644-1645 гг. (по другим данным,

даже немного ранее) в старинном патриаршем селе на реке Сетуни. В XV веке митрополитом Геронтием здесь была выстроена церковь Иоанна Богослова; позднее на ее месте и была построена новая Троицкая церковь, а село Голенищево получило двойное название – Троицкое-Голенищево.
С юга от храма был устроен сад, поблизости от дворца и храма простирались три рыбных пруда, сохранившиеся до сих пор. Дворец не сохранился, он был разобран в XIX веке, а в советское время уничтожена была и ограда храма.
Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.
История храма изобиловала бурными событиями.
Во время войны 1812 года церковь горела;
в ней наполеоновские солдаты устроили
конюшню. В этом пожаре погиб старинный
иконостас, но древние иконы чудом сохранились
– как раз перед началом войны они были
отданы в поновление иконописцу, который
смог сберечь их



Слайд 18 Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря,

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685

построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма

Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г.  Работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов



Слайд 19 Первое, что видят входящие в главные ворота Нового

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это

Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены,

углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах. При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.



Слайд 20 Спасская церковь
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе

Спасская церковь Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Деулино построена между

Деулино построена между 1849 и 1853 гг. на месте

заключения русско-польского перемирия (Деулинского мира) 1618 года. Прежде рядом с нынешней церковью стояла деревянная церковь с колокольней, возведенная в 1620г. и сгоревшая в 1865г. Новая колокольня по проекту Л.Н.Львова была пристроена к кирпичной церкви в 1876-1882гг.
Шатровая форма храма, по-видимому, была обусловлена тем, что он строился как мемориал – это вполне в традиции русского церковного зодчества: многие храмы-памятники XVI-XVII веков были шатровыми.

Композиция храма – пирамидальная. На широкий четверик, окруженный фронтонами, поставлен массивный невысокий восьмигранный шатер с низеньким восьмериком-подставкой. Венчает шатер большая луковичная глава, тоже как бы прижатая собственной массой к земле. Изначально в шатре были прорезаны четыре арки, вероятно, для звонницы, а сам шатер был отделен от основного помещения храма парусным сводом. Однако колокола так и не были помещены в шатер, и теперь арочные проемы заложены. Двухъярусная колокольня, соединенная с церковью переходом, украшена несколько богаче – во втором ярусе сделана рустовка стен, маленький венчающий ее шатер окружен арочными завершениями проемов звона. В 1930-х гг. церковь была закрыта и использовалась как склад зерна и картофеля, также в ней хранился и сельскохозяйственный инвентарь. С 1991г. она возвращена верующим и отреставрирована.



Слайд 21 Храм-часовня в честь Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре
Храм-часовня

Храм-часовня в честь Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре Храм-часовня в честь

в честь Страстей Господних построена в Николо-Угрешском монастыре неподалеку

от нового храма Пимена Угрешского. Строительство небольшого, но очень красивого шатрового храма закончилось в 2004г., сейчас идут работы по внутренней отделке. Часовня стилизована под старинные шатровые храмы, и
стилизация выполнена весьма удачно. Высокий восьмигранный шатер окружен рядом кокошников с килевидными завершениями и поставлен на широкий восьмиугольный барабан. Вход в часовню украшен небольшим порталом с резными четырехугольными колонками и полукруглым завершением, под четырехскатной кровлей проведен широкий простой фриз. Этот храм очень органично вписывается в монастырский ансамбль, заполняя пустовавшее ранее пространство с запада от главного собора.





Слайд 22 Преображенская церковь
Церковь Спаса Преображения (2-я половина XVI

Преображенская церковь Церковь Спаса Преображения (2-я половина XVI в.) была построена

в.) была построена по приказу Ивана Грозного


Основание здания –

крестчатое, на него поставлен восьмерик, который несет на себе восьмигранный шатер. Нижняя часть и восьмерика, и шатра окутывают ярусы кокошников, придающие всему облику храма еще бóльшую устремленность ввысь. Эти кокошники, треугольные или с заостренным верхом – принадлежность так называемых «огненных» храмов, очень красивых и очень распространенных в древнерусском зодчестве. «Огненными» их называли именно за внешнее убранство с кокошниками, похожими на языки пламени.
С востока по обеим сторонам апсиды находятся два придела (один был освящен во имя Екатерины, второй – Кира и Иоанна) с тремя ярусами круглых кокошников, а от приделов отходит и с боков и входной части окружает храм крытая галерея, вероятно, построенная одновременно с церковью и позднее, в XIX веке возобновленная.
В 1830г. с западной части храма была пристроена колокольня в неоготическом стиле с высоким шпилем и крошечными остроконечными башенками, расположенными по углам верхнего яруса.

Шатровая церковь Спаса Преображения, уникальная по своей архитектуре, поставлена на некотором возвышении, отчего издалека она кажется еще более высокой, чем вблизи. Но и сама по себе церковь очень высока – около 30-35 метров. Воснове композиции классическое построение шатровых храмов, но выполнено оно так, что этот храм оказывается единственным в своем роде.



Слайд 23 Пантелеймоновская часовня
Деревня Першутино расположена прямо на трассе,

Пантелеймоновская часовня Деревня Першутино расположена прямо на трассе, ведущей из Клина

ведущей из Клина в Высоковск. Единственной ее исторической достопримечательностью

в наши дни является небольшая, но очень красивая часовня Великомученика Пантелеимона, стоящая у самой дороги. Это кирпичное оштукатуренное здание на белокаменном цоколе было построено в 1905г. В ее архитектуре присутствуют черты псевдорусского стиля, свойственного для многих построек, в особенности культовых, периода рубежа XIX-XX вв. Часовня в плане квадратная, перекрыта крестовым сводом и заканчивается высокой металлической шатровой крышей с главкой и крестом; по краям четверика установлены четыре подкупольных постамента, но без куполов, только с невысокими шпилями. Со стороны трассы расположен вход в часовню, оформленный небольшой лестницей и ажурным металлическим зонтом. Иконостас в часовне отсутствует.
На первый взгляд ее можно принять за совершенно новую постройку, такую, каких немало появилось в последние годы в деревнях. Но приглядевшись, можно увидеть отличие этой часовни от ее «сестер», которые младше нее на 100 лет.



Слайд 24 КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ
Московская церковь Троицы в Никитниках

КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫМосковская церковь Троицы в Никитниках

Слайд 25 "Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших

страниц московской архитектуры XVII
Построена в 1628-1651 гг. по заказу

купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах"
Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова.

В 1904г. в подклети центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.


Слайд 26 Московская церковь Троицы в Никитниках
Вход в церковь оформлен

Московская церковь Троицы в НикитникахВход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые

шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве),

Близость форм декора

крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно.

Слайд 27 Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много

Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из

света льётся из больших окон, и пространство лежит лег­ко

и спокойно. Пёстрые росписи покрывают стены сплошным ковром.

Слайд 28 Церковь Рождества Богородицы
Другим интереснейшим памятником первой половины XVII

Церковь Рождества БогородицыДругим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь

века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках».
За

три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями.

Слайд 29 последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского

последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с

приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой

колокольней и одноэтажной трапезной.

Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке.

Церковь Николы в Хамовниках


Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.


Слайд 30 Спасо-Андронников монастырь
Спасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г.

Спасо-Андронников монастырьСпасо-Андронников монастырь был основан в 1359 г. на крутом берегу

на крутом берегу реки Яузы на дороге из молодой

Москвы во Владимир.
Назван он был по имени его первого игумена Андроника — ученика Сергия Радонежского.
В 1425-1427 гг. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев.

Собор поражает своим оригинальным обликом. Стены храма украшены строгими лопатками, к порталам поднимаются высокие лестницы, а верх очень сложный — состоит из многоярусных закомар, вторящих килевидным завершениям порталов. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Это усиливает вертикальную динамику здания. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен».


Слайд 31 Новодевичий монастырь.
Он был основан в начале XVI века

Новодевичий монастырь.Он был основан в начале XVI века и как памятник

и как памятник освобождения Смоленска, и как крепость, охранявшая

с юго-запада подступы к столице.


Слайд 32 Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х

Основные здания, прославившие монастырь, были возведены в 80-х годах XVII века

годах XVII века при деятельном участии царевны Софии.

Основные

здания построены по центральной оси (с запада на восток) — трапезная, собор, а на востоке от него — колокольня.

С юга и севера от собора были поставлены надвратные многоглавые церкви — Преображенская и Покровская. Они расположены на трехпролетном арочном основании — своего рода триумфальных арках.

Слайд 34 Смоленский собор
В 1524-1525 гг. здесь был сооружен

Смоленский собор В 1524-1525 гг. здесь был сооружен грандиозный пятиглавый собор

грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако

зодчий изменил соотношение ширины и высоты прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.

Слайд 35 Церковь Ильи Пророка - одна из

Церковь Ильи Пророка - одна из самых замечательных церквей Ярославля.

самых замечательных церквей Ярославля. Она была построена в 1650

году по заказу купцов Аникея и Нифантея Скрипкиных.
Церковь Ильи Пророка окружают широкие галереи, рядом возвышается шатровая колокольня. Резные детали фасадов церкви выполнены из белого камня, а галереи дополнительно украшены керамическими изразцами.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле


Слайд 36 Храм Покрова Пресвятой Богородицы был

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен на берегу Яузы

построен на берегу Яузы в 1634-1635 гг. в селе

Медведкове – усадьбе князя Дмитрия Пожарского. Обустраивался при новом владельце усадьбы – соратнике царевны Софьи князе В. В. Голицыне.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове


Слайд 37
Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет

Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой кубообразное здание (с

собой кубообразное здание (с трехчастными алтарными выступами) на высоком

подклете, где устроен второй храм, алтарные выступы которого выходят за пределы алтарных выступов верхнего храма с главкой. Завершен храм шатром с кокошниками, у основания дополненными 4 главками, находящимися на углах куба.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове


Слайд 38 В 1652 г. в Москве

В 1652 г. в Москве была построена церковь Рождества

была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках. В ее

богатом убранстве были использованы четыре декоративных шатра, поставленные на узкие изящные барабаны, которые, в свою очередь, покоились на сводах.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках


Слайд 39 Однако церковь Рождества Богородицы в Путинках

Однако церковь Рождества Богородицы в Путинках знаменита и тем, что

знаменита и тем, что в год завершения ее строительства

(1652 г.) Патриарх Никон запретил строить шатровые храмы, как противоречащие церковному уставу, предписав впредь строить церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви вообще не строить».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках


Слайд 40


Строительство Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыре началось в апреле

Строительство Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыре началось в апреле 1658 г., а

1658 г., а освящение состоялось в начале 1685 г.

в присутствии правительницы Софьи, царей Петра и Ивана, а также Патриарха Иоакима. В храме нашел свое воплощение образ Святого града – Небесного Иерусалима.

Воскресенский собор – единственный храм XVII в. в России, в котором установлены керамические иконостасы. Из десяти первоначальных иконостасов сохранилось семь. Стены и порталы храма украшают великолепные многоцветные изразцы – первоначально их было около пятидесяти тысяч.

Воскресенский собор Новоиерусалиммского монастыря


Слайд 41 Запрет на строительство
В середине XVII столетия развитие шатрового

Запрет на строительствоВ середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено

зодчества было приостановлено указами патриарха Никона.

Так в одной из

храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

  • Имя файла: prezentatsiya-shatrovyy-stil.pptx
  • Количество просмотров: 285
  • Количество скачиваний: 2