Слайд 2
План:
3.Великие ученые и мыслители Центральной Азии.
4. Вклад ученые
и мыслители Центральной Азии в развитие мировой цивилизации.
3.
Специфика российского возрождения.
4. Ученые и мыслители эпохи русского ренессанса .
Слайд 3
МУХАММАД МУСА
АЛЬ-ХОРЕЗМИ
Мухаммад Муса аль- Хорезми (783-857) основоположник
алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда
"Китаб ал - джабр ва мукабала" (Книга восстановлений и противопоставлений), в которой вводятся правила действия с алгебраическими величинами, дается способ решения уравнений 1-й и 2-й степени.
Слайд 4
МУХАММАД
МУСА
АЛЬ- ХОРЕЗМИ
Научный диапазон аль- Хорезми весьма
широк - это математика, геометрия, астрономия, география, история и
другие науки. Его труды "Хисоб ал - Хинд" ("Индийский счет"), "Китоб ал-джабр ва мукабала", "Китоб ал-Арз" (Лицо земли), "Китоб ат-Тарих" (Книга истории), "Арифметика", "Мармар соат хакида" ("В мраморных часах"), "Яхудий эралари байрамлари хакида" ("О праздниках еврейской эры") вошли в сокровищницу мировой науки.
Слайд 5
АХМАД
АЛЬ- ФЕРГАНИ.
Ахмад аль- Фергани. (Умер в
861 году. Год рождения неизвестен ). Изучал и достиг
известности в области астрономии, математики и географии. Вместе с аль- Хорезми аль - Фергани занимался научной деятельностью в Багдаде в академии "Байтул Хикма" . Лично участвовал в строительстве обсерватории в Багдаде и Дамаске. В Багдаде аль- Ахмад Фергани руководил астрономической школой. Наиболее известными его сочинениями являются "Книга о небесных движениях" и "Свод науки о звездах".
Слайд 6
АБУНАСРА
АЛЬ– ФАРАБИ.
Абунасра аль-Фараби (872-950) С его
именем связаны высшие достижения восточной философии. Он пишет рецензии
и комментарии на научные и философские труды Платона, Аристотеля, на работы о движении небесных тел Пталомея, на сочинения о психологии души Александра Афродиза, на медицинские труды Галлена и труды Эпикура, Зенона, Евклида, Парфирия. За этот вклад в науку Фараби назвали "Аристотелем Востока".
Слайд 7
АБУ АЛИ
ИБН СИНА.
Абу Али ибн Сина (980-1037).
Усердно занимаясь различными науками, он к семнадцати годам стал
уже авторитетным врачом и ученым. Научное наследие Ибн Сины (европейцы его называли Авиценной) огромно и охватывает все области человеческого знания того времени. Им было написано более 450 произведений. Из них 40 по медицине, 30 по естествознанию, 185 по философии, логике, психологии, геологии, этике, 3 по музыке и др. До нас дошли около 240 его трудов.
Слайд 8
АБУ РЕЙХАН
БЕРУНИ.
Абу Рейхан Беруни (973-1048). Изучал языки,
философию, астрономию, математику, ботанику, минералогию. Замечательный ученый, поражающий многообразием
своих научных интересов и смелостью мысли, он является автором более 150 трудов по истории, астрономии, минералогии. Из этих трудов до нас дошли 30.
Слайд 9
Развитие архитектуры.
До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные
памятники IX -X в.в. Однако и те, что сохранились,
свидетельствуют о большом развитии строительной техники и блестящем расцвете архитектурного искусства. В этот период в строительстве начинают применять высококачественный обожженный кирпич и алебастровый раствор. Значительную роль в постройках Х в. играло дерево использовавшееся для столбов-колонн, на которые опирались деревянные балочные кровли.
Слайд 10
Амир Темур.
Крупнейшим политическим деятелем этого периода явился Амир
Темур (1336-1405 гг.). Он родился в селении Ходжа Илгор
близ города Кеш (Шахрисябз). Прославился на весь мир как выдающийся государственный деятель и полководец, основатель крупного централизованного государства. Внес большой вклад в развитие культуры и искусства. Приложил огромные усилия для процветания страны.
Слайд 11
Развитие архитектуры.
Особого размаха и красоты принимает архитектура при
Амире Темуре (XIV в.). В Мавераннахр, центр своего обширного
царства, Темур ввозил не только различные материальные ценности, но главным образом специалистов - ремесленников, художников, архитекторов. Часть замечательных построек Темура дошла и до нас. Среди них нужно отметить чудесные мавзолеи в группе Шахи - Зинда, мечеть Биби - Ханым, усыпальницу Гур - Эмир, где похоронены Темур и некоторые члены его дома.
Слайд 14
МИРЗО УЛУГБЕК.
Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек
Гураган (перс. میرزا محمد طارق بن شاهرخ; 22 марта
1394, Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен как выдающийся математик, астроном и астролог своего времени, также интересовался историей и поэзией. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.
Слайд 15
Годы правления Улугбека.
Годы правления Улугбека стали временем расцвета
науки и искусства. В период своего правления Улугбек приказал
построить три мадресе: одно в Бухаре, другое в Самарканде, третье в Гиждуване. Почти одновременно возводилась в Самарканде обсерватория Улугбека, постройка ее была закончена в 1428 - 1429 г. Самаркандский секстант считался самым большим из известных до него на Востоке. Обсерваторию Улугбека ученые считали лучшей обсерваторией своего времени.
Слайд 17
Годы правления Улугбека.
Улугбек создал прекрасную библиотеку. В ней
хранилось 15000 томов книг, охватывающих почти все отрасли науки.
Научное
и литературное наследие, оставленное Улугбеком потомкам: звездные таблицы "Зидж-и-Гургани", по математике - "Трактат по определению синуса первой степени", по астрономии - "Трактаты Улугбека", по истории -"История четырех улусов", по музыкальному искусству - "Трактат о музыкальной науке".
Слайд 18
Годы правления Улугбека.
Обсерватория Улугбека с течением времени разрушилась
(сейчас она снова восстановлена). Но забвение не коснулась научных
истин. Сам Улугбек писал:" царства разрушаются, но труды ученых останутся на все времена".
Слайд 19
Алишер Навои.
Основоположником узбекской поэзии стал Алишер Навои (1441-1501).
Алишер Навои бесконечно любил свой родной узбекский язык, который
довел в своих произведениях до большого совершенства. Он является автором около тридцати сборников стихов, поэм и научных трактатов. Всемирную известность приобрела его "Хамсэ" (Пяте рица)- пять поэм: "Смятение праведных", "Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Семь планет", "Стена Искандера".
Слайд 20
Алишер Навои.
При правлении эмира Султана Хусейна Байкары А.
Навои был его главным советником - визирем.
Слева представлена
миниатюра Махмуда Музаххиба с изображением А.Навои
Слайд 21
Захи-риддин Бабур.
Захи-риддин Бабур (1483-1530 гг.) - представителе династии
Темуридов, талантливом полководце, поэте, ученом-историке, государственном деятеле, родоначальнике династии
Моголов - правителей могущественного государства в Северной Индии со столицей в Кабуле.
Слайд 22
Государственный музей истории Узбекистана
Государственный музей истории Узбекистана Академии
наук Республики Узбекистан является крупнейшим и старейшим научно-просветительным учреждением
Центральной Азии с более чем 120-летней историей.
В музее хранятся уникальные памятники археологии, нумизматики, этнографии, архивные материалы, насчитывающие более 250 тысяч экземпляров, а также сборники документов, исторические реликты и произведения искусства.
После обретения Республикой Узбекистан независимости была создана новая экспозиция, вобравшая в себя новейшие исследования и достижения исторической науки от эпохи каменного века до наших дней.
Представленные в экспозиции экспонаты свидетельствуют о том, что Узбекистан являлся одним из древнейших очагов цивилизации Востока. Музей обладает также редкими архивными материалами, рукописями, историческими документами, фотоматериалами и т.д., отражающими важнейшие этапы истории узбекского народа.
Уникальные образцы скульптуры, живописи, керамического, бронзолитейного, стекольного производства, погребального культа дают возможность оценить историю мировоззренческих идей, религиозных и эстетических представлений различных периодов.
Борьба народов Узбекистана за свою независимость пронизывает всю отечественную историю, что находит своё отражение в характере экспозиции музея. Наиболее ярко это отражено в материалах, посвященных периоду Независимости.
Возникновение и формирование древнейшей государственности ярко иллюстрирует образцы ремесла, денежного обращения и письменности.
Материально-художественная культура Узбекистана представлена в экспозиции шедеврами ремесла и изобразительного искусства. Это керамика, изделия из бронзы, украшения, предметы культа (оссуарии, копия Авесты и др.), этнографический материал.
Слайд 23
Государственный музей истории Узбекистана
Представленные в экспозиции экспонаты свидетельствуют
о том, что Узбекистан являлся одним из древнейших очагов
цивилизации Востока. Музей обладает также редкими архивными материалами, рукописями, историческими документами, фотоматериалами и т.д., отражающими важнейшие этапы истории узбекского народа.
Уникальные образцы скульптуры, живописи, керамического, бронзолитейного, стекольного производства, погребального культа дают возможность оценить историю мировоззренческих идей, религиозных и эстетических представлений различных периодов.
Слайд 24
Государственный музей истории Узбекистана
Борьба народов Узбекистана за свою
независимость пронизывает всю отечественную историю, что находит своё отражение
в характере экспозиции музея. Наиболее ярко это отражено в материалах, посвященных периоду Независимости.
Возникновение и формирование древнейшей государственности ярко иллюстрирует образцы ремесла, денежного обращения и письменности.
Материально-художественная культура Узбекистана представлена в экспозиции шедеврами ремесла и изобразительного искусства. Это керамика, изделия из бронзы, украшения, предметы культа (оссуарии, копия Авесты и др.), этнографический материал.
Слайд 25
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в жизни народов России.
Ренессанс -
это культура, ее сотворение, изучение природы и природы человека
через анатомию и искусство портрета. До сих пор отношение человека к другому опосредовалось Богом, присутствием сакрального, теперь сам человек опосредует это отношение к другому и миру, что и есть гуманизм в самом общем и непосредственном виде. Человек предстает перед самим собой - через другого, словно глядясь в зеркало, в нашем случае, художник. Новизна этой ситуации - один из феноменов новой жизни, Ренессанса.
Слайд 26
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в жизни народов России.
Ренессансный импульс
в России возник не в среде гуманистов и художников
в соответствии с требованиями переломной эпохи от средневековья к новому времени, а в гениальной личности молодого царя с могучей волей к жизнестроительству и творчеству во всех областях ремесел, наук и искусств.
Слайд 27
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в жизни народов России.
Именно поэтому
искусство и науки становятся "общегосударственным делом", чего не было
в Европе в эпоху Возрождения. Идея государственного предназначения художественного творчества (как и научного) и его воспитательной миссии, выработанная Петром I и заложенная в основу его преобразований, еще задолго до просветителей, определила совершенно новый характер Ренессанса в России.
Слайд 28
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в жизни народов России.
Именно при
таком взгляде становятся понятны и разностороняя деятельность Ломоносова, и
масштабность поэзии Державина, ренессансных по существу. В живописи Рокотов, Левицкий, Боровиковский запечатлели целую галерею изумительных портретов мужчин и женщин своей эпохи, когда еще столетие назад Русь, кроме иконописи, ничего не знала. Казалось, литература пребывает во младенчестве (по сути, в состоянии итальянской литературы, когда родились Данте и Петрарка). Но уже в начале XIX века явилась целая плеяда замечательных поэтов, и среди них ярчайшая из звезд - Пушкин, творчество которого воплощает величайший взлет художественного гения, один из самых характерных и необходимых признаков Ренессанса. Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов блестяще представляют ренессансные явления в живописи, как Карл Росси в архитектуре. Развитие литературной критики, от Белинского до Писарева, с одной стороны, и религиозной философии, от Киреевского до Владимира Соловьева.