Слайд 2
Тема урока: Феодальные отношения в Индии. Распространение религии
и развитие культуры
Цели урока:
рассказать о процессе формирования и
установления феодальных отношений в Индии, о создании государствеа Гуптов; познакомить с религиозными верованиями и культуой Индии;
Развивать интерес к изучению истории стран мира:
Воспитывать уважение к истории государства.
Наглядности: карта мира, учебник, схемы, таблицы, иллюстрации, слайды
Тип урока: презентация
Слайд 3
Ход урока
1. Оргмомент
2. Опрос домашнего задания:
Тесты по
теме «Китайское государство в средние века»
1. В первом веке
новой эры в Китае начинает распространяться религия
А. ислам
B. буддизм
C. христианство
D. даосизм
2. До 616 года Китаем правила династия
A. Суй
B. Тан
C. Сун
D. Мин
3. Династия Мин правила Китаем
A. в 1271-1369 годах
B. в 1368-1644 годах
C. в 1438-1469 годах
D. в 1291-1348 годах
4. Этико-политическое учение, широко распространенное в Древнем Китае
A. конфуцианство
B. буддизм
С. ислам
D. христианство
Слайд 4
5. Глава государства в Китае
А) Император
В) Великий хан
С)
Гурхан
Д) Микадо
6. На сколько провинций была поделена китайская территория
А)
2
В) 5
С) 8
Д) 10
7. Какой вид хозяйственной деятельности был распространен в Китае?
А) Скотоводство
В) Земледелие
С) Садоводство
Д) Виноградарство
8. Чем был знаменит Китай?
А) Шелком
В) Военными походами
С) Религией
Д) Культурой
Слайд 5
План урока:
1. Установление феодальных отношений.
Государство Гуптов.
2. Города, ремесла и торговля.
3. Религиозные
верования.
4. Развитие науки и культуры.
Слайд 7
В VI – VII веках в Индостане среди
племен полностью стали господствовать феодальные отношения. Населявшие берега рек
Инд и Ганг племена, стремились создать свое государство. Основой такого объединения послужили единая культура и общий язык этих племен. Древние языки хинди и санскрит стали их общими языками.
В IV – VI веках на земле Магадха была создана самая крупная в то время империя Гуптов. Власть в стране осуществлял Чанграгупта (320 - 340). Государство Гуптов становиться сильным государством, они захватили весь северный Индостан от Западной Бенгалии до Пенджаба.
Слайд 8
Социальная кастовая система Индии.
Брахманы
Кшатрии Вайшии
Шудры
(служители (знатные (земледельцы) (различные
религии) воины) слуги)
Не входившие ни в одну из каст, самые униженные и обездоленные назывались неприкасаемые.
Каждый индиец принадлежал к одной из следующих групп: служители религии, воины, земледельцы и различные слуги. Служители религии (брахманы) и знатные воины (кшатрии) стояли во главе политической власти страны, слуги принадлежали к беднейшей группе. Разговаривать с людьми из этой касты, находиться вместе с ними для служителей религии и представителей других высших каст считалось позором.
Слайд 9
В VII-XII веках на территории Индии усилились феодальные
отношения, еще резче стало проявляться имущественное неравенство и быстро
формировался класс феодалов. В это время в Индии увеличилось количество крупных землевладений. Земля считалась государственной собственностью, находящейся в распоряжении царя. Царь сам разделил все земли на 4 вида владений.
Слайд 11
Крупные землевладения феодалов затем стали наследственными. Феодалы за
счет изъятия земель крестьянских общин расширяли свои владения. Крестьяне
становились еще беднее. Крестьянские общины облагались очень тяжелыми налогами. Не имевших возможности выплачивать налоги крестьян изгоняли из общины. Иногда по указу царя общинные земли передавались храмам вместе с проживающими на них крестьянами. Лишившись общинных земель, крестьяне попадали в кабалу. Большинство общинных земель являлись государственными. Поэтому индийский крестьянин находился в полной зависимости от феодального государства.
Для управления обширной территорией державы Гуптов был создан сильный административный и военный аппарат. В середине V века положение народа резко ухудшилось, непомерные налоги вызывали его ожесточенное недовольство, приводившее к частым восстаниям. В период внутренней нестабильности, в конце V века, на государство Гуптов напали эфталиты (белые гунны) и захватили на западе земли Мальва и Гуджарат. Продолжительные нашествия эфталитов ослабили государство. Не прекращались и внутренние распри и междоусобицы. В результате этого в конце VI века государство Гуптов пало.
Слайд 12
В начале VII века к власти в Индии
пришел царь Харши (606-647) и создал крупное государство. Государство
Харши подчинило себе Северный Индостан, побережье Ганга, Восточный Пенджаб и земли до Бенгальского залива. После смерти Харши в стране воцарилась нестабильность и государство распалось на несколько мелких княжеств.
В конце VII века Индию и Афганистан завоевали арабы и стали распространять исламскую религию. В 1206 году арабский султан Кутб-ад-дин Айбек создал в Северной Индии новое государство со столицей Дели. Государство называлось Делийский султанат. При нем Делийский султанат превратился в сильное централизованное государство.
В 1221 году монгольские войска во гласе с Чингисханом разрушили Пенджаб.
В 1398 году, когда Делийский султанат ослаб из-за феодальных распрей и междоусобиц , на него напал Тимур. После захвата Пенджаба Делийский султанат пал, в Индостане установилась власть Тимура. Период правления Тимура стал самым разрушительным в истории Индии (1366- 1405), исламская религия стала господствующей в Северной Индии.
Слайд 13
Бабур
В 1526 году правнук Тимура Бабур («Тигр»), пройдя
через Афганистан, вновь вторгся в Индию и овладел Дели.
После захвата Дели Бабур получил титул шаха (императора). Собрав на территории Северного Индостана 100-тысячное войско, он затем завоевал земли Бихар и Бенгалию, создав империю Великих Моголов.
Слайд 14
Акбар
Империя Великих Моголов в период правления внука Бабура
Акбара (1556-1605 гг.) превратилась в мощное, крупное государство. Акбар
вел политику сближения с индийской знатью. Предоставленное индусам право полной свободы при назначении представителей этой религии на ответственные должности подняло авторитет Акбара. В Индостане воцарился мир, начали развиваться хозяйство и торговля.
Слайд 15
Города, ремесла и торговля
В Индии было много городов,
где были высоко развиты ремесла и торговля. Это города
Варангал, Танджур, Пайтхан, Дели, Сурат и др. Процветали многие виды ремесел. Вырабатывали кокосовое масло, вили веревки, изготавливали из слоновой кости дорогие украшения. Выпускали ювелирные и декоративные изделия. Было развито производство оружия и посуды. Из камня и кирпича строили красивые здания, храмы; ремесленники изготавливали богато украшенные сосуды, изделия из слоновой кости, ценных пород дерева, золота и серебра, драгоценных камней. В Индостане развивалась и караванная торговля. В VII-XVI веках наравне с арабскими торговцами через морские пути с Индией торговали купцы из Европы.
Слайд 16
Религиозные верования
Главной религией Индии с древности является индуизм.
Индуизм впитал в себя элементы многих религиозных верований. Индусы
поклоняются трем богам, которыми являются Брахма, Вишну и Шива. Древнеиндийскому взгляду на мир издавна была свойственна идея троичности божественных сил, их триединства. В индуизме эта идея воплотилась в Тримурти - "тройственном образе". В Тримурти слились три бога, которые стали главными в индуизме: Брахма, Вишну и Шива.
Слайд 17
Брахма
Брахма – сотворитель (создатель) мира. Брахма - единственное
божество индуизма, которое изображают бородатым. Одна из его рук
выражает варада-мудру - жест дарования милости и благодеяния. В трёх других руках - чаще всего Брахма бывает четырёхруким - он держит сосуд для воды из священной реки Ганги или для топлёного масла, которое возливают во время жертвоприношения, чётки, символизирующие вечность, и книгу - священные веды.
Слайд 18
Вишну
Вишну - хранитель покоя. Для вишнуита - почитателя
Вишну - нет бога ближе, Вишну - центр его
религиозной жизни и самое дорогое духовное достояние. Именно он является основой мироздания и источником жизни.
Слайд 19
Шива
Шива – разрушитель, бог переустройства. Шива - необычайно
яркий, своеобразный и противоречивый бог. Он имеет древнюю родословную,
истоки которой теряются в глубинах протоиндийской истории..Его имя иногда возводят к древнему дравидскому корню "сива" - "красный", "краснота".
Слайд 20
Брахма, Вишну и Шива высоко почитались, для поклонения
им строились храмы, в их честь приносились жертвы. Поклонение
святым богам сохраняется и по настоящее время. Индийцы считают священными реку Ганг, из животных – корову, из растений – лотос.
В IV – VII веках в Индии был широко распространен буддизм, который с V века
стал постепенно вытесняться индуизмом. Принципы и каноны этой религии основаны на мистических верованиях. Буддисты верят, что после смерти человека его душа переходит к другому человеку или к животному, насекомому или растению. Жизнь имеет продолжение и на том свете. Человек держит ответ перед Богом.
Слайд 22
После завоевания Индии арабами в VIII веке и
создания империи Великих Моголов в стране появился ислам. В
начале XIII века с вторжением в Индию тюркских завоевателей, основавших свое государство - Делийский султанат, ислам еще более укрепился. Многие крестьяне и ремесленники приняли эту религию. В настоящее время в Индии параллельно сосуществуют индуизм, буддизм, ислам и христианство.
Слайд 23
Развитие науки и культуры
в Индии
? Самостоятельная работа
с учебником. Прочитайте текст учебника «Развитие науки и культуры
в Индии» стр 130 и заполните таблицу: достижения и открытия деятелей Индии
Слайд 24
Закрепление
Игра «Корзина идей» . Сложить в корзину все,
что вы узнали нового по теме.
Вопросы:
1. Как назывались социальные
касты в Индии?
2. Какие виды земледелия существовали в Индии?
3. Кто создал империю Великих Моголов?
4. Какие религии были распространены в Индии?
5. Каким трем богам поклонялись индусы?
6. Священное животное индусов?
7. Священная река индусов?