Слайд 2
Общая характеристика. Гуманизм
Возрождение полностью занимают два века —
XV и XVI.
Эпоху Возрождения (Ренессанса) принято делить на
два периода: Южное (Италия, 14 – 15 вв.) и Северное (Франция, Англия – 15-16 вв.).
Слайд 3
Общая характеристика. Гуманизм
«Возрождение» является термином, который вошел в
употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе
Якоба Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии» (опубликованной в Базеле в 1860 году).
В работе Буркхардта Ренессанс выступал в качестве специфически итальянского явления, для которого характерны индивидуализм, культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью, светский дух с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам.
Слайд 4
Общая характеристика. Гуманизм
Термин «Ренессанс» не может считаться изобретением
историков XIX века по той простой причине, что гуманисты
явно использовали (настойчиво и вполне сознательно) такие выражения как: воскрешать, возвращать блеск древностям, обновлять, дать новую жизнь, возродить древний мир и т. д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества.
Слайд 5
Общая характеристика. Гуманизм
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать
как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность,
он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Человек становится творцом самого себя. Человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы.
Слайд 6
Общая характеристика. Гуманизм
Термин «гуманизм» имеет несколько значений.
1. Он
близок понятию «художник» (артист), указывающих на преподавателей и учителей
грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили «гуманитарные дисциплины».. Термин Humanitas для латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т. е. воспитание и образование человека.
Слайд 7
Общая характеристика. Гуманизм
2. Любовь к человеку. В эпоху
Ренессанса – это любовь к творческому началу в человеке.
Именно в творчестве человек подобен богу.
Южное Возрождение акцентировала внимание на разуме.
Слайд 8
Общая характеристика. Гуманизм
Франческо Петрарка (1304—1374)
Николай Кузанский (1401—1464)
Лоренцо Валла
(1405—1457)
Леонардо Да Винчи (1452—1519)
Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)
Эразм Роттердамский
(1466—1536)
Николло Макиавелли (1469—1527)
Николай Коперник (1473—1543)
Томас Мор (1478—1535)
Мартин Лютер (1483—1546)
Парацельс (1493—1541)
Мишель Монтень (1533—1592)
Джордано Бруно (1548—1600)
Галилео Галилей (1564—1642)
Томмазо Кампанелла (1568—1639)
Иоганн Кеплер (1571—1630)
Слайд 9
Неоплатонизм и натурфилософия
Новое мировоззрение эпохи Возрождения проявляется и
в отношении человека к природе. Хотя философия природы все
еще связана со средневековой философией, и центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношениях Бога и мира, характерной чертой в этот период является ее антисхоластическая направленность. Так как средневековая философия основывалась на философии Аристотеля, то натурфилософия Ренессанса обращается к идеям платонизма и неоплатонизма.
Слайд 10
Неоплатонизм и натурфилософия
Одним из наиболее глубоких мыслителей и
представителем неоплатонизма эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Самая
значительная его работа – «Об ученом незнании».
Кузанский сближает Бога с природой, приписывает природе божественные атрибуты, и прежде всего, бесконечность в пространстве. Как известно, центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого». У Платона и неоплатоников Единое характеризуется через противоположность «иному», многому, неединому. Кузанский отвергает античный дуализм и делает вывод, что Единому ничто не противоположно, Единое есть все.
Пантеизм – Бог есть все. Изучая природу можно познать Бога.
Слайд 11
Неоплатонизм и натурфилософия
Идея бесконечного мира развивалась Николаем Коперником
(1473-1543), совершившим революционный переворот в астрономии и положившим начало
гелиоцентрической системе. Его основная мысль – отказ от представления о Земле как о центре Вселенной, низведение ее к разряду других планет. Вместе с тем в астрономии стал постепенно исчезать антропоцентризм во взглядах на сущность мира, открывшегося нам теперь во всем своем богатом разнообразии, мира, управляемого объективными законами, независимо от человеческого сознания и не подчиненными человеческим целям.
Слайд 12
Неоплатонизм и натурфилософия
Пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) явилась
апогеем развития философской мысли Возрождения. В ней воплотились гуманизм,
стихийная диалектика и величие природы. Для Дж. Бруно «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и нас, но в качестве наиприсутствующего». Единое – центральная категория его философии – есть одновременно и причина бытия и само бытие вещей, в нем отождествляется сущность и существование.
Слайд 13
Неоплатонизм и натурфилософия
Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15
февраля 1564, Пиза — 8 января 1642, Арчетри) —
итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
Слайд 14
Религия и политика: философия протестантизма
Дезидерий Эразм Роттердамский (лат.
Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469[1][2],
Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды — 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
Слайд 15
Религия и политика: философия протестантизма
Сочинения:
«Оружие христианского воина» (1504)
и «Пословицы» (1508),
«Похвала глупости» (1509, изд. 1511),
трактат
«О свободе воли» (1524).
Педагогические сочинения:
«О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».
Слайд 16
Философия протестантизма
Философия для Эразма есть знание, каким было
оно для Сократа и других античных авторов. Она есть
мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Христианская мудрость не имеет нужды быть усложненной силлогизмами, и ее можно почерпнуть из Евангелий и Посланий апостола Павла.
Слайд 17
Религия и политика: философия протестантизма
Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin
Luther 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля
1546, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык.
Слайд 18
Философия протестантизма
Работы Лютера:
«Комментарий к Посланию к Римлянам»
(1515—1516),
«95 тезисов об индульгенциях» (1517),
«28 тезисов к
диспуту в Гейдельберге» (1518), сочинения 1520: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О реформе христианского образования», «О вавилонском пленении Церкви», «О свободе христианина», «О рабстве воли» (против Эразма, 1525).
Слайд 19
Философия протестантизма
Учение Лютера содержит три составные части:
1)
учение о радикальном оправдании человека верой;
2) учение о
непогрешимости Писания как единственного источника истины;
3) доктрину универсального богослужения и находящейся в связи с этим свободы самостоятельного толкования Писания.
Слайд 20
Рождение политологии
Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo
dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня
1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь».
Слайд 21
Рождение политологии
Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения,
кто в своих работах затронул вопрос о роли личности
правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
Слайд 22
Утопический социализм
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более
известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон
— 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, канонизированный святой Католической церкви.
Слайд 23
Утопический социализм
Томас Мор назвал свой главный труд «Золотая
книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем
устройстве государства и о новом острове Утопия».
Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства.
Слайд 24
Утопический социализм
Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении
получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября
1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Слайд 25
Утопический социализм
Население «Города Солнца» ведет «философскую жизнь в
коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и
жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.
Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны.