Слайд 2
Когда появилось первое изображение мира, зафиксированное на носителе
без помощь руки человека?
(Простыми словами – первый прообраз фото?)
Слайд 3
Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна. Гелиография, 1826
Слайд 4
Дагерротипия и фотография – в чем разница?
Дагерротип –
фотография в 1 экземпляре, промежуточный вариант между картиной и
фотографией
В момент доминирования техники дагерротипии не было никакой другой технологии, чтобы переснять дагерротип, то есть скопировать
Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технологической воспроизводимости» – ставит вопрос об аутентичности, то есть наличии оригинала и его копии (есть аутентичность) или ее отсутствии в принципе
Дагерротип еще обладает аутентичностью, фотография уже нет
Слайд 5
Методы производства ранних фотографий
Дагерротипия (конец 1830-х гг)
– по сути фото в 1 экземпляре, популярна до
1850-х гг., потом более совершенные методы;
Калотипия или соленая печать (конец 1830-х гг.) – фотобумага с солями серебра вместо серебряных пластин, мягкость, небольшая контрастность и сохранность снимков, не стала популярной из-за поплуряности дигерротипии, хоть и совершеннее ее;
Цианотипия (1842) – вместо серебра железо в колоиде, ярко-синее изображение в тенях и полутенях;
Альбуминовые отпечатки (1850) – альбумин (эмульсия из яичного желтка), можно было сделать много отпечатков с негатива на бумагу, популярны до 1890-х гг, пока их не сменили желатиносеребряные отпечатки;
Амбротипия (1850) – мокроколоидный процесс, фото стало доступно широким массам, так как дешевле дагерротипии и калотипии, лучше детализация и оттенки, но фотать надо было, пока пластинка сырая, метод вытеснился тинтайпом;
Carte-de-visitе (1854) – камера с 4 объективами давала 8 отпечатков на 1 стеклянной пластинке, что стало очень популярным;
Ферротипия или тинтайп (вторая половина 19 в.) – мокроколоидный процесс, но вместо стекла тонкие листы железа, еще дешевле, этот метод сделал фотографию популярной, был популярен вплоть до 1950-х гг.;
Каллитипия или «Ван Дейк» (1889 ) – в основе механизм цианотипии, получаются шоколадные отпечатки (назван в честь фламандского художника за сходство с его красками), лучше градация оттенков и детализация, предвестница платинотипии и потому не популярна, «бедняк платиновой печати»;
Платинотипия (1880-е гг.) – бумага под солями железа и платины, очень высокое качество, но в 20в. платина резко дорожает, и фотографы возвращаются к использованию серебра;
Бромойль (начало 20в.) – бромомасляный процесс, широко применялся в первой половине 20 века, мягкость, похож на живопись
Слайд 6
Рудольф Арнхейм «О природе фотографии»: две эпохи фотографии
- до и после технологии моментальной съемки
Слайд 7
«Монументальная» фотография
Слайд 8
Монументальная фотография на службе государства
Империалистский взгляд на другие
культуры – составление каталогов народов, одежд и т.д.
19-
начало 20 века – госзаказ на каталогизацию архитектурных объектов и проживающих групп людей
Слайд 9
Сергей Михайлович Прокудин-Горский – фотограф Российской Империи
Грандиозный проект
по созданию портрета Империи
Проект Прокудина-Горского имел поддержку Николая II
– свой вагон для фотолаборатории, разрешение фотографировать все и всех, разгонять людей для съемки объектов или наоборот заставлять позировать
Не успел закончить из-за революции
Цветные фотографии получены сейчас, тогда снимал на три фильтра с идеей позже совместить
Большинство снимков в Библиотеке Конгресса СШЭ
http://prokudin-gorskiy.ru/ Открытый исследовательский проект посвящен изучению наследия С. М. Прокудина-Горского
Слайд 18
Первые репортажи 19 века
Сложно назвать репортажем в нашем
понимании
Толкачева И. «Фоторепортаж 19 века: две войны»
Крымская война (1853-1856)
и Гражданская война в США (1861-1865) – классические примеры военных фоторепортажей;
Технология ограничивала возможности военных корреспондентов;
Крымская война - впервые фотография используется как инструмент пропаганды (ужасы не показываются, кошмар войны цензурируется в снимках британского корреспондента Роджера Фентона о том, как Британия ведет войну);
Гражданская война в США – впервые война показывается без прикрас, последовательно и беспристрастно фотографируется происходящее. Гражданскому населению показали новый взгляд на войну, фото изменило восприятие новостей – далекое стало ближе.
Слайд 19
Четыре компонента технологии «момента» в 20 веке:
портативная
камера
мотаемая пленка в рулоне
светочувствительность пленки от 100 iso
короткая выдержка
Слайд 20
Портативные камеры 20 века
1925 г. – первая модель
камеры Leiсa на Лейпцигской ярмарке
1930-1960-е годы – Leiсa доминирует
на мировом рынке фототехники
Советский аналог Leica – ФЭД и Зоркий
После 1960-х годов –мировой рынок захватили японские компании (Fuji, затем Nikon и Canon), в СССР – популярен Зенит
Слайд 21
Пленочная фотография 20 века
Гибкая фотопленка появляется благодаря кинематографу
Конец
1920-х годов - пленка становится основным носителем для фотографии
(до нее – пластины)
При съемке репортажа пленку удобнее перемотать, чем заменять пластину
Лидер рынка любительской фотопленки в мире – Кодак, известная профессиональная – Agfa, Ilford, с 1960-х - Fujifilm, в СССР основная фирма «СВЕМА», везучим ФОМА (Чехия), совсем везучим - Agfa (ГДР)
35 мм - самый популярный формат пленки в 20 веке - «шириной 34,975±0,025 мм с двухсторонней перфорацией», компромисс между стоимостью и качеством изображения, среднее положение между широкими и узкими форматами
Слайд 22
«Выдержка — интервал времени, в течение которого свет
экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы»
Четкое фотоизображение, снятое
с рук – выдержка 1/60 секунды и короче
Слайд 23
Светочувствительность пленки
- «характеристика фотографического материала, отражающая его способность
изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего
проявления»
1974 год – закреплен стандарт ISO, до этого условно
Первый дагерротип – ISO 004
Первые ISO массовых пленок – 100, 200, 400, сейчас есть пленка на 6400, а максимальное ISO цифровых фотоаппаратов – 102400 (эта информация очень быстро устареет) .
Слайд 25
Фотожурналистика в Германии: Эрих Саломон
Один из отцов
фотожурналистики;
По образованию юрист;
Посещал общественно-политически значимые мероприятия, где явно и
тайно фотографировал происходящее;
«Ловил момент»;
После прихода нацистов к власти эмигрировал в Голландию, скрывался до 1944, потом был выдан и погиб в Освенциме.
Слайд 27
«Парижская школа»: Эжен Атже
предтеча традиций французского репортажа;
снимал
в 1900-27-х гг., до появления Лейки - на тяжелую
камеру;
в основном, бытовые сюжеты и архитектуру;
«документы для художников» - продавал снимки художникам, пишущим здания, статуи и пр.;
ясность и точность снимков;
позиция наблюдателя.
Слайд 29
Появление «документальной» фотографии в США
Период Великой Депрессии;
1935 г.
- госзаказ на фотографирование сельской жизни США - «Farm
Security Administration» ;
Объект – не события, а условия жизни; акцент на трудностях и т.д.;
Представители: Доротея Ланж, Уолкер Эванс, Рассел Ли и многие другие.
Слайд 33
Вторая мировая война – классика советского фоторепортажа
«От Москвы
до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в
пыли.
С «Лейкой» и блокнотом,
А то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли».
Константин Симонов «Песня военных корреспондентов»
Слайд 34
Домашнее задание №1:
советские фотографы Великой Отечественной Войны
Посмотрите в
Интернете фотографии следующих советских фотографов:
Дмитрий Бальтерманц
Аркадий Шайхет
Евгений Халдей
Борис Игнатович
Иван
Шагин
Посмотрите фильм «Евгений Халдей – фотограф Сталина»
Слайд 35
Европейский авангард первой половины 20 века:
фотография и ее
«новый язык»
Слайд 36
Что такое «авангард»?
От фр. дословно аvant –
впереди, garde – стража;
В военной терминологии – передовой отряд
армии, «который выдвигается вперёд по движению войска, с целью ограждения последнего от разведки или неожиданного нападения противника, а также для разведки или неожиданного нападения на противника»;
Экстраполирован из военного дискурса на искусство в 1885 г. Теодором Дюре (публицист, историк искусства, публикует серию статьей «Критика авангарда» об импрессионистах);
Конец 19 века – «авангард» используется в течении утопических социалистов - «искусство, способствующее социальному и духовному прогрессу»;
До сих пор есть споры, какие направления искусства относить к авангарду, какие нет: модерн (модернизм)=авангард или его часть? И т.д.
Слайд 37
РОДОВЫЕ ЧЕРТЫ АВАНГАРДА*
«экспериментальный характер любого авангардистского произведения;
отказ
от миметических (подражательных) основ в искусстве, выражающийся в преодолении
реалистически-натуралистического изображения действительности;
эпатажный характер почти каждого авангардистские произведения;
тенденция к преодолению границ между искусствами;
относительное значение формы художественного произведения, его содержания, типологии художественного мышления и самого материала, традиционно считавшегося нехудожественным;
множество нетрадиционных приемов, форм выражения, которые затем были адаптированы традиционными направлениями и изменили границы традиционных представлений о художественной и нехудожественной области».
*Виноградов В.В. Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард "новой волны" как факторы развития выразительных средств кинематографа / Автореферат диссертации на соискание степени доктора искусствоведения
http://www.dissercat.com/content/frantsuzskii-kinoavangard-20-kh-gg-i-neoavangard-novoi-volny-kak-faktory-razvitiya-vyrazitel#ixzz28zxGAgUh
Слайд 38
Возник как реакция на Первую Мировую войну –
протест против агрессии, вторгающейся в жизнь человека;
Реакция на экспрессионизм
в живописи и литературе – восприятие жизни не через патетику и мораль, а так как она есть в ее единстве, непосредственно;
Основатель дадаизма – поэт Тристан Тцара;
Во Франции дадаизм сросся с сюрреализмом, в Германии – с киноэкспрессионизмом.
Основной жанр – коллаж, выделяют 3 направления дадаистского коллажа: «случайный», «манифестационный» и «поэтический»;
Фотомонтаж наиболее часто используется в «манифестационном» и «поэтическом» коллаже;
Фотография для дадаистов – беспристрастна и объективна; фотомонтаж в отличие от фотографии дает возможность представить сразу несколько кадров в одном;
Представители: Джон Хартфилд, Рауль Хаусман, Ханна Хёх, Макс Эрнст и др.;
В «поэтическом» фотомонтаже встречаются аполитические произведения, в манифестационном – жесткая сатира (широко известны коллажи с Гитлером).
Дадаизм в фотографии
Слайд 39
Макс Эрнст. Punching Ball or the Immortality of
Buonarroti. Фотомонтаж, гуашь, чернила. 1920.
Рауль Хаусманн.ABCD (автопортрет). Фотомонтаж. 1923(24).
Рауль Хаусманн
Слайд 42
Джон Хартфилд – остро политический фотоколлаж
Слайд 44
Джон Хартфилд. – Почему у него искривление позвоночника?
– Это естественный результат вечного «Хайль Гитлер». Фотомонтаж.
Слайд 45
Французский сюрреализм и фотография
Вторая четверть 20 века;
Вырос из
дадаизма и психоанализа З. Фрейда;
Основатель движения сюрреалистов во Франции
– Андре Бретон (Manifesto of Surrealism, 1924);
Сюрреальность – совмещение сна и реальности;
Цель – подняться над материальным миром через бессознательное человека;
Использование аллюзий, пародоксального сочетания форм и т.д.
Приемы: двойная и более экспозиция, комбинированная печать, фотомонтаж, соляризация, искажение и деформация фотоизображения и т.д.
Представители: Ман Рей, Морис Табард, Ганс Беллмер, Филипп Халсман и др.
Слайд 46
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИЙ КИНО И ФОТО*
Camera obscura/Camera lucida
(фотографическая тенденция) – копирование реальности, тенденция усиления реализма, «апполоническое»
начало (реалистический стиль – воплощение апполонических иллюзий человека), по Юнгу – Персона, идентификация Эго с социальными ролями;
«Волшебный фонарь», или Laterna magica (кинематографическая традиция) – проекция на реальность, создание изображения, «дионисийское» начало, по Юнгу – Анима (женское начало, эмоции, направленные вовнутрь) и Тень (вытесняемые в подсознание желания, стремления, ощущения).
*Виноградов В.В. Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард "новой волны" как факторы развития выразительных средств кинематографа / Автореферат диссертации на соискание степени доктора искусствоведения
http://www.dissercat.com/content/frantsuzskii-kinoavangard-20-kh-gg-i-neoavangard-novoi-volny-kak-faktory-razvitiya-vyrazitel#ixzz28zxGAgUh
Слайд 47
Ман Рей. Скрипка Энгра. 1924
Морис Табард. Без названия.
1932
Филипп Халсман. Дали атомикус. 1948
Слайд 48
Александр Родченко – советский авангард
Слайд 49
Первая четверть 20 века;
Реакция на романтизм и экспрессионизм,
вместо страданий по поводу жестокого мира – цинизм;
Интерес к
реальной действительности;
Ярче представлена в живописи, графике и фотографии;
Поиск чисто фотографических средств художественной выразительности, уход от повторения за живописью, графикой и пр.;
Есть немецкая «Новой вещественность» и американская (преимущественно фотография), выросшая из «Straight photography»;
Немецкая «новая вещественность» делится на 2 крыла: правое («магический реализм») и левое (социальная критика и карикатура);
Снимают: предметы быта, массового производства, индустриальные объекты, природные образования, растения, камни, обнаженную натуру и т.д.
Среди немецких фотографов преобладает «магический реализм»: они стремятся показать истинную красоту через уморзрительность вещественного, нечто большее, чем сам предмет и его свойства;
Американские фотографы ставят акцент на самом предмете, его форме, структуре, фактуре и т.д.
Представители: Альберт Ренген-Патч, Карл Блоссфельд, Август Зандер и др. (Германия); Пол Стренд, Эдвард Уэстон, Тина Модотти, Ансель Адамс и др. (США);
После прихода к власти нацистов левое крыло немецкой «новой вещественности» было признано «дегенеративным искусством» и публично «осуждено».
«Новая вещественность» и фотография
Слайд 50
Альберт Ренген-Патч
Карл Блоссфельд. Адиантум стоповидный. Молодые побеги, увеличенные
в 8 раз
Слайд 51
Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд
Авеню. 1915
Эвард Уэстон. Нагота. 1925. (Одна из самых дорогих
фотографий мира, продана за $1609000 на аукционе Sothebys в 2008 г.)
Слайд 52
Домашнее задание №2
Разделиться внутри группы по подгруппам 3-4
человека
Выбрать актуальную политическую, социальную, экономическую, психологическую проблему
Выбрать формат: 1)
плакат, 2) иллюстрация к тексту - 2а)публицистическому или 2б)художественному, 3) обложка – 3а) книги или 3б) журнала
Создать фотоколлаж в этом формате на выбранную тему
Необходимо сделать руками (картон, ножницы, вырезки из газет, журналов и тд)
Слайд 53
Основные требования к заданию №3
Наличие четко выраженного (не
в общих чертах) высказывания о проблеме и/или иллюстрации проблемы
Четко
понимать формат коллажа: плакат, иллюстрация, обложка? Если иллюстрация или обложка, то к чему?
Наличие визуального языка – изображения, композиция, цвет и т.д. должно работать на высказывание
Эстетическая компонента, креативность