то живопись показывает молча, через изображение».
Фреска – живопись
водяными красками по сырой штукатурке.Требует быстроты и точности в работе. Зависит от качества штукатурки (известь + вода). Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель – вывести «емчугу» - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.
Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Писать – только пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт, приходилось высохшую штукатурку сбивать и начинать сначала.
Недостаток: со временем известь частично съедает цвет, и фрески блекнут.
Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (цветного стекла). Очень сложная и дорогостоящая техника.
Только 5 древнерусских храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она сохранилась.
Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали рукописи = книжная иллюстрация.
Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (евангелистов), иллюстрации к тексту.
Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились.
Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси – «образа») – изображения ликов святых на деревянных досках. Предмет культа, поклонения.Первые на Руси иконы написали греческими мастерами.
Развешивались по стенам, углам, составлялись в иконостасе. В домах – в красном углу. У развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город. Нельзя «купить» - только «выменять на деньги». Нельзя по ветхости уничтожать --- закопать, пустить по воде.
Мастера: ХI в. – Алимпий, Олисей, Георгий
Самые известные ранние иконы: «Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые Власы», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Оранта», «Спас Нерукотворный».
Развитие ремесла. Ремесло –мелкотоварное ручное производство В этот период – > 60 специальностей
Кузнечное дело.
Замки из 40 деталей – пользовались спросом даже в Европе; самозатачивающиеся ножи; литье колоколов.
Оружейное дело.
Производство кольчуг, колющих мечей, сабель. ХII в. – появление арбалетов (арбалет – стальной лук)
Гончарное ремесло.
Производство многоцветной керамики: посуды, кирпич, плитки для декора. Орнамент – линейно-волнистый.
Резьба по дереву. Посуда (ложки, чашки, ковши). Корабли (нос и корма). Узорная мебель. Наличники.
Резьба по камню. Иконы. Плиты (рельефы)
Производство стекла. Стеклянные браслеты. Секреты были утеряны после нашествия монголо-татар.
Ювелирное ремесло.
Техники: литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка.
Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками ( до 0,5 мм в диаметре)
Эмаль (перегородчатая) – особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов (прозрачные и непрозрачные), напаивался
Скань (филигрань) – ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной из двух нитей.
Чернь – черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом (серебро, медь, сера…).
Украшения: колты (подвески), бармы (оплечья), медальоны, кресты, перстни, широкие браслеты, ожерелья…
Ремесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий спрос по всей Европе.