Слайд 2
Понятие «геральдика»
Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай)
— специальная историческая дисциплина, изучающая происхождение и социальные функции
символов, гербов, закономерности их графического изображения. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы.
Слайд 3
Предмет изучения геральдики
Гербы – история их происхождения
Правила составления
гербов
Значение геральдических знаков, цветов
Слайд 4
История
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов
свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего
рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Слайд 5
История
Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета.
Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно
было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена - vexilla (отсюда происходит название науки о флагах - вексиллологии). Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам, часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали названия.
Слайд 6
Зарождение геральдики
Появление геральдики относят к периоду времени
между первым и вторым крестовыми походами, между 1096 и
1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями.
В мировой культуре крест сыграл грандиозную роль: около200 лет христианский запад сражался с мусульманским Востоком под знаком креста. Инициатором крестовых походов выступил римский папа Урбан II. В ноябре 1095 понтифик призывал христиан к крестовому походу на Восток со словами из Евангилия : «Пусть каждый отречётся от себя и возьмёт свой крест!». «Так хочет Бог!» – это возглас стал боевым кличем крестоносцев.
Слайд 7
Рыцарь, отправляясь на восток, принимал от монаха крест
и становился крестоносцем. «Выступая в поход они прикрепляли его
спереди, возвращаясь на спине. Отсюда их и название». Крест – священный знак, символ борцов за возвращение христианских святынь.
Слайд 8
Геральдика в России
В России геральдика была заимствована из
Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй
половине XVII века. По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. После 1991 в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились и свои герольдмейстеры в воинских подразделениях.
Слайд 9
Средневековые гербы
Герб короля Англии Ричарда 1
Львиное Сердце .
Его три золотых
Льва использовались всеми
Королевскими династиями
Слайд 10
Средневековые гербы
Один из первых известных
гербов — герб
Жоффруа
Плантагенета,
графа Анжуйского.
Слайд 11
Герб средневековой Франции
Герб Франции при Бурбонах 11-15 век.
Часто рассматриваемая как символ
Девы Марии, лилия к концу
средних
веков стала во Франции стала эмблемой
королевской власти. Существует версия
о происхождении символа лилии из
орнаментального обобщения пчелы.
В Византии лилия была знаком причастности
к королевскому роду. Она стала традиционным
cимволом королей Франции.
Слайд 13
Цвета в геральдике
Главных геральдических
цветов пять
Слайд 14
Цвета в геральдике
Меха
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция
использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая
обивать щиты мехом животных.
Слайд 15
Цвета в геральдике
Горностаевый мех условно изображается в виде
чёрных крестиков (крапинок на различном фоне: ermine, pean)
Слайд 16
Цвета в геральдике
Беличий мех или мех голубой белки
условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами (potent).
Слайд 18
Гербы делятся на виды
Государственные и городские – гербы
стран, городов, областей, поселков, деревень, округов и т.д.
Корпоративные –
гербы торговых домов, образовательных учреждений, торговых компаний.
Родовые – гербы семей, династий, кланов.
Церковные- гербы Ватикана, аббатств, церковных орденов, церквей, орденов манахов.
Слайд 20
Герб Волгоградской области
Герб Волгоградской области представляет собой традиционный
для российской геральдики прямоугольный геральдический щит с отношением высоты
к ширине 4:3. В красном поле щита изображена в натуральном белом цвете фигура статуи Матери - Родины, установленной на Мамаевом кургане. На уровне нижней трети щит пересечен по горизонтали двумя синими полосами, обрамленными по краям и разделенными между собой белыми каемками. Ширина каждой синей полосы равна одной двадцатой высоты щита, ширина белых каемок - одной шестидесятой высоты щита.
Слайд 21
Герб МГУ им. Ломоносова (корпаротивный)
Слайд 22
Герб МГУ им. Ломоносова
В лазоревом поле герба изображена
серебряная высотка МГУ, под которой находится раскрытая серебристая книга
в пурпурном переплете. В левом верхнем углу расположен двуглавый орел времен императрицы Елизаветы Петровны с червлеными языками (именно при ней в 1755 году был учрежден университет), увенчанный тремя золотыми коронами.
Слайд 24
Герб рода графов Шереметьевых
Посередине золотого щита в красном
поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб
древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх. Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные.
Слайд 26
Герб Ватикана
Гербом папства в XIV веке стали скрещенные
золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и
"вяжущий", перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Герб указывает на полученные Петром права "решать" и "вязать" все дела церкви и на то, что эти права унаследовали от него преемники - папы. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляют щит.
Слайд 27
Промышленная графика
В конце 19 — начале 20 вв.
характерное для «модерна» стремление эстетически насытить окружающую человека предметную
среду обусловило бурное развитие промышленной графики. Современная зарубежная промышленная графика часто включается в систему художественного конструирования ( дизайн-графика), широко используя типичные для неё методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя. В процессе развития товарно-денежных отношений п.г. формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка.
Слайд 28
Промышленная графика
Промышленная графика обслуживает сферу производства и сбыта
промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки);
рекламные издания (каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и др.). К ней относят все виды визуальной информации – 1) на промышленных предприятиях, транспорте, в торговле, спорте, медицине и пр. 2) таблички с наименованиями населённых пунктов, улиц надписи на транспортных средствах. 3) условные знаки. Их форма, размер и цвет устанавливаются национальными стандартами, также и заметна их тенденция к обобщению их в международном масштабе. Примером могут служить унифицированные пиктограммы в общественных местах.