Слайд 2
Гладиаторы
Гладиатор (от лат. gladius — «меч», «гладиус») —
наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой
или с животными на забаву публике на специальных аренах.
Слайд 3
История
Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в
который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился:
обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.
Слайд 4
Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264
г. до н. э. на Бычьем рынке, где на
поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.
Слайд 5
Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не
забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование —
mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.
Слайд 6
В 105 г. до н. э. гладиаторские игры
вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на
своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах.
Слайд 7
В 63 г до н. э. по предложению
Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраторы в
течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.
Слайд 8
В случае, если раненый гладиатор оставался в живых,
его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы,
победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора.
Слайд 9
Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем
менялись. Хотя традиционно принято считать, что «поднятый палец» означал
«Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто сжатый кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.
Слайд 10
В 63 году нашей эры император Нерон издал
указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В
66 году Нерон устраивает в городе Путеоли дорогостоящее представление в честь парфянского царя Тиридата в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.