Слайд 2
Оглавление
1 Ранние годы
2 Начало правления
3 Вторая мировая война
4 Последние дни войны
Слайд 3
Ранние годы
Будущий император родился во дворце Аояма в
Токио в семье наследного принца Ёсихито (впоследствии императора) и
принцессы Садако. Его детский титул — принц Мити (迪宮). Наследником трона он стал после смерти своего деда, императора Мэйдзи 30 июля 1912 года. Формально титул наследного принца он получил 2 ноября 1916 года. Он получил блестящее образование в школе для детей высшей аристократии (кадзоку), где обучался с 1908 по 1914 гг. и, затем, в специальном Институте наследного принца (東宮御学問所) с 1914 по 1921 год под руководством лучших учёных Токийского императорского университета и высших военных чинов Японии. В 1921 г. наследный принц Хирохито совершает шестимесячную поездку в Европу, посетив Англию и 5 других европейских стран. 29 ноября 1921 года он становится регентом Японии вместо своего болеющего отца.
26 января 1924 г. он женился на своей дальней родственнице принцессе Нагако (6 марта 1903 — 16 июня 2000) , дочери принца Куни Киниёси. От этого брака родилось 7 детей.
Слайд 4
Начало правления
25 декабря 1926 г., после смерти отца
императора Ёсихито, Хирохито унаследовал трон и дал периоду своего
правления девиз «Сёва» (яп. 昭和時代 сё: вадзидай, «эпоха Просвещённого мира»). Он был первым за несколько столетий японским императором, чья биологическая мать была официальной женой его предшественника на престоле.
Первая часть правления Хирохито как императора (между 1926 и 1945) прошла под знаком всё увеличивающейся военной мощи страны. С 1900 г. японские Императорские Армия и Военно-морской флот обладали правом вето при формировании кабинета министров. Между 1921 и 1944 гг. произошло не менее 64 инцидентов во внутренней и внешней политике, когда правые политические силы применяли насилие для достижения своих целей, наиболее значительным из которых является убийство премьер-министра Японии Инукаи Цуёси в 1932 г. С этого времени военные обладали практически полным контролем над всей политической жизнью Японии, что привело Японию к вступлению сначала во Вторую японо-китайскую войну (1937—1945), а затем и во Вторую мировую войну.
Хирохито в церемониальной одежде
Слайд 5
Вторая мировая
После окончания Второй мировой войны многие считали
Хирохито лично ответственным за её развязывание, в то время
как другие, включая американскую оккупационную администрацию, настаивали на том, что император был только формальным главой государства, а фактически вся власть находилась у военных. Вплоть до самого начала войны Хирохито действовал строго в соответствии с протоколом, оставаясь на расстоянии от реального принятия решений. 4 сентября 1941 г. японский кабинет министров встретился для того, чтобы обсудить военные планы, подготовленные императорским генштабом, и постановил:
«Наша Империя, в целях самообороны и самосохранения, завершит подготовку к войне… [и будет] … готова начать, если это необходимо, войну с Соединенными Штатами, Великобританией и Нидерландами. Наша Империя одновременно будет предпринимать все возможные дипломатические усилия в отношении Соединенных Штатов и Великобритании, чтобы попытаться достичь наших целей… В случае, если не будет достигнут дипломатический прогресс в обсуждении наших требований в течение первых 10 дней октября, мы принимаем решение немедленно начать военные действия против Соединенных Штатов, Великобритании и Нидерландов.»
Слайд 6
«Цели», о которых шла речь, были ясно определены:
невмешательство в войну в Китае и в планы по
вводу войск в бывшие французские колонии в Индокитае, неувеличение американских и британских военных сил в этом регионе, снятие экономической блокады с Японии.
5 сентября премьер-министр Коноэ неформально утвердил черновик императорского указа, за день до начала императорского совещания, на котором этот указ должен был быть формально разработан. Хирохито был глубоко озабочен решением поместить подготовку к войне впереди дипломатических усилий в тексте указа, и на следующий день, в нарушение старинного протокола, задал прямой вопрос об этом главам армии и военно-морских сил. Коноэ быстро вмешался и убедил Хирохито пригласить их на приватную конференцию, на которой император настаивал, чтобы мирные усилия продолжались до последней возможности. Глава военно-морских сил адмирал Осами Нагано, чрезвычайно опытный бывший военно-морской министр, позднее рассказывал: «я никогда не видел, чтобы император делал выговор в таком тоне, его лицо покраснело и он почти кричал». Тем не менее, все участники императорского совещания были едины в том, что война предпочтительнее дипломатии. Барон Ёсимити Хара, президент Императорского совета и представитель императора, провел личный опрос участников конференции, и получил в ответ либо мнение о том, что война является единственным спасением в данной ситуации, либо молчание.
Слайд 7
В этот момент император удивил всех присутствующих, обратившись
к ним и тем сломав традицию императорского молчания, приведя
своих советников в изумление. Император Хирохито настаивал на необходимости мирного разрешения международных проблем, выразив сожаление неспособностью своих министров ответить на вопросы барона Хара и процитировав стихотворение, написанное его дедом, императором Мэйдзи, которое, как он сказал, он перечитывает «снова и снова». В аллегорических строках говорилось об опасениях автора, что неистовый шторм и бушующие волны нарушат тишину и покой моря. Каждый живущий на берегах этого моря стал братом автора, его покой — это покой других.
Когда шок прошёл, министры поспешили заверить императора в их глубоком желании предпринять все возможные мирные средства. Однако подготовка к войне продолжалась без малейших изменений, и через несколько недель произошла смена кабинета министров, Коноэ ушёл в отставку, на его место пришёл генерал Хидэки Тодзио. 8 декабря (7 декабря на Гавайях) 1941 г. внезапной атакой сотен самолетов на американский флот в гавани Перл-Харбор японские силы начали военные действия. Одновременно началось вторжение в Юго-Восточную Азию. С этого момента путей к отступлению уже не было.
После того, как нация вступила в войну, император Хирохито отбросил свои сомнения и действовал как патриот, остро заинтересованный в военной победе и в улучшении морали в армии. Война для Японии началась успешно. Когда военная удача начала отворачиваться от Японии (во второй половине 1942 — начале 1943), поток информации во дворец стал иметь все меньшее и меньшее отношение к реальности.[источник не указан 1946 дней] В первые 6 месяцев войны все сражения в войне заканчивались победами Японии. На протяжении последующих лет обо всех закончившихся неопределённо или проигранных сражениях также сообщалось как о великих победах.[источник не указан 1946 дней] Только постепенно император и японская нация начали осознавать, что ситуация становится угрожающей.
Слайд 8
Последние дни войны
В начале 1945, после очередного проигранного
сражения, император начал серию индивидуальных встреч с членами правительства
с целью обсудить ход войны. Все, кроме одного, советовали продолжать войну. Исключением был бывший премьер-министр Коноэ, который боялся коммунистической революции больше, чем поражения в войне, и настаивал на ведении мирных переговоров. Хирохито считал, что рано или поздно мирные переговоры неизбежны, но вооружённые силы должны одержать где-либо существенную победу, чтобы усилить позиции страны на переговорах. С каждой проходящей неделей это становилось все менее и менее вероятно. Японский союзник — Германия потерпела поражение и капитулировала в мае 1945 г. В апреле Советский Союз отказался продлевать срок договора о нейтралитете. В июне кабинет министров произвел переоценку военной стратегии, твердо решив сражаться до последнего человека. Это было официально подтверждено на коротком императорском совещании, которое император прослушал с каменным лицом.