Особенно значимым периодомв культуре Древней Индиибыла «классическая эпоха».Начало этого периода совпадаетс расцветом империи Гуптов(IV-VI века н.э.),объединившей Севернуюи большую часть Центральной Индии.
Слайд 2
Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была «классическая эпоха». Начало
этого периода совпадает с расцветом империи Гуптов (IV-VI века н.э.), объединившей Северную и
большую часть Центральной Индии.
Слайд 3
В это время буддизм сменяется новой религией – индуизмом, вобравшим в
себя многие народные верования. Постепенно складывается новое понимание мироздания и новый пантеон богов. Выделяются
три главных бога (божественная троица - тримурти): Брахма, Вишну и Шива. Их изображения и рассказы о них составляют сюжеты росписей и рельефов.
Слайд 4
Брахму – создателя вселенной, изображали многоголовым и сидящем на лотосе.
Слайд 5
Небесный страж и охранитель Вишну воплощает черты индусской красоты.
Слайд 6
Не случайно его часто изображают возлежащем на тысячеголовом змее
Шешу. Из его пупка вырастает лотос, на котором восседает Брахма. У
его ног Лакшми – богиня счастья, богатства и красоты.
Слайд 7
Вечно танцующий Шива в танце вновь и вновь творит и разрушает мир.
Слайд 8
Множество рельефов создано на сюжеты эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна».
Слайд 9
В фигурах Рамы и Кришны заметно стремление скульптора подчинить образ пластике танца.
Слайд 10
Основу индийского танца составляют караны – 108 поз танцующего Шивы. Каждая поза, словно буква алфавита, легко
читается зрителями.
Слайд 11
Даже положение пальцев рук передает определенное содержание. Это целый язык жестов. Поклонение, угощение. Раковина, муз. инструмент. Рыба, море. Кровать. Деревья, горы. Цветок лотоса.
Слайд 12
Поэтому скульптурами в индийских храмах не только любуются, но и «читают» их.
Слайд 13
Тем более, что для всего индуизма характерно сочетание религиозности с изысканной эротикой.
Слайд 14
Землю индусы представляли в виде плоского диска, в центре которого возвышается
гора Меру. Вокруг нее, отделенные океанами, расположены четыре материка. Вокруг Меру обращаются солнце, луна, звезды. Над
землей поднимаются шесть ярусов небес, и выше всех – «мир Брахмы» (брахмалока). Ниже земли – семь ярусов подземного мира (патала). Еще ниже – семь зон адов (нарака) .
Слайд 15
Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого индуистского храма.
Слайд 16
Часто такая башня, словно реальная гора, складывается из множества уступов.
Слайд 17
Да и традиционный индийский город уступами поднимается от реки.
Слайд 18
Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку, на которой во
время праздников возили по городу статую божества.
Слайд 19
Такие храмики, как правило, высекались из целой скалы и украшались рельефами.
Слайд 20
И большие храмы часто строились в виде священной повозки.
Слайд 21
Большие каменные колеса здесь символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений, в которых вращаются все живые существа.
Слайд 22
Начиналась постройка храма с организации сакрального пространства. Тщательно выбирали место, очищали
его от посторонних предметов и освящали. Часто ритуалом освящения места служила посадка
зерновых культур на расчищенной площадке для проверки силы плодородия данного места.
Слайд 23
Затем создавалась специальная диаграмма – мандала, где тщательно просчитывались пропорции башни будущего храма, его связи не только с
окружающей местностью, но и со всем миром в целом.
Слайд 24
Символическими были даже материалы, из которых сооружался храм. Так кирпич
несет в себе силы земли и огня, камень символизировал земную твердь,
опору, а первичный океан был представлен храмовым прудом, в котором паломники совершали омовение. Кроме того, при каждом большом храме обязательно сажали ритуальное дерево – символ мирового древа и жизненной силы. Таким образом, храм в целом демонстрирует верующему структуру всего космоса.