Слайд 2
Православный храм
Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества – храмы.
Храм
венчают купола (3) с крестами (4). Купол – образ
неба. Количество куполов имело символический смысл. Два купола трактовались как проявление торжественного и человеческого начал в Христе, три – как ипостаси, то есть сущности Бога (Отец, Сын, Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов. Каждый купол опирается на барабан (5).
Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах. Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, насчитывается более 40 внутренних опор.
Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (2), повторяющие очертания внутренних сводов.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды (6), в которых размещается алтарь. Количество апсид (1, 3, 5) зависит чаще всего от размеров храма.
Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал (7). Нередко храм украшает аркатурный пояс (1).
Купола с крестами и апсиды – самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Слайд 3
Внутреннее устройство храма
Заглянем внутрь храма. С западной стороны
к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой
стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершённые грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только ещё готовился принять крещение.
Внутреннее пространство церкви делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие.
В восточной части храма расположено святилище – алтарь. В древние времена он был отделён невысокой перегородкой, уставленной иконами. В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это четырёхугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень».
В северной части алтаря есть ещё одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нём готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.
В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница
1. притвор;
2. придел;
3. жертвенник;
4. престол;
5. диаконник;
6. иконостас;
7. паперть.
Слайд 4
Украшение храма
Ещё в Византии сложился единый порядок украшения
храма росписями. Храм олицетворял собою космос. Верхняя часть храма
– купол, световой барабан, своды – символизировала небо и заполнялась соответствующими изображениями. В центральном куполе помещался образ Спаса в окружении ангелов: в левой руке Христос держит книгу, правая поднята в благословляющем жесте. Ниже, в простенках барабана, изображали пророков или апостолов. Ещё ниже – четырёх евангелистов.
Важнейшая часть храма – алтарь. Здесь помещали изображение Богоматери. Её фигура занимала верхнюю часть центральной апсиды. Ниже размещалась композиция Евхаристия (Причащение) – Христос причащает апостолов хлебом и вином. Под Евхаристией располагалась галерея святителей – отцов православной церкви.
Средняя часть храма – стены и столбы – символизировала Землю. На северной и южной стенах располагались сюжеты из жизни того святого, в честь которого назван храм. Росписи тянулись несколькими горизонтальными рядами. На столбах чаще всего изображали мучеников – (столпов евангельского учения).
1. Спас; 2. ангелы;
3. пророки, апостолы;
4. евангелисты;
5. Богоматерь; 6. Евхаристия;
7. святители; 8. мученики.
Слайд 5
Правила изображения святых
В средневековом искусстве существовали строго установленные
правила изображения тех или иных святых и сцен их
жизни. Называется это – иконографический канон ( от греческих слов: икона – «Изображение», графо – «пишу», канон – «правило»). Русское искусство заимствовало его из Византии.
Каждый святой наделялся только ему присущими чертами, по которым верующие легко могли найти его изображение в храме. Например, у Николая Чудотворца высокий лоб с глубокими залысинами и небольшая курчавая бородка. Его лицу придавалось добродушное выражение. Илья Пророк, наоборот, изображался суровым старцем с длинными прядями космами волос и бороды.
Некоторые святых изображают с каким-либо атрибутом в руках. Мучеников – с крестом, пророков – со свитками их пророчеств, святителей (святые из священнослужителей) – с Евангелием, ангелов (вестников Бога) – с посохами. В толпе апостолов Петра можно узнать по ключам от рая, которые, по преданию, оставил ему Христос.
Илья Пророк
Николай Чудотворец
Слайд 6
Иконостас
Трудно представить себе русский храм без иконостаса –
стены, уставленной иконами и отделяющей алтарь от остальной части
церкви. Но появился иконостас только в начале 15 века. Его создателем считаются Феофан Грек и Андрей Рублёв.
Нижний ряд (чин) иконостаса называется местным, так как обычно составляется из икон, почитаемых в данной местности. В середине местного чина устроены Царские врата, ведущие в алтарь. Их створки украшает в верхней части изображение «Благовещения», а в нижней – четырёх евангелистов. Справа от Царских врат обычно помещают икону «Спас на троне», а рядом храмовую – изображение святого или праздника, в честь которого назван храм.
Над местным рядом обычно располагается главный чин иконостаса - деисусный (греч. Деисус – «моление»). В центре его – икона «Спас в силах». Христос восседает на троне в обрамлении трёх сфер: огненного ромба – символа славы, голубовато-зелёного овала – олицетворения Неба и красного четырёхугольника – образа Земли. На фоне овала проступают изображения ангелов, обитателей неба, а по концам четырёхугольника – символы евангелистов, вещавших славу Христу «во все концы земли».
I – местный чин, II – деисусный чин,
III – праздничный чин,
IV – пророческий чин, V – праотеческий чин.
1 – Спас в силах, 6 - апостол Петр,
2 – Богоматерь, 7 – апостол Павел,
3 – Иоанн Креститель, 8 – Богоматерь Знамение,
4 – архангел Михаил, 9 – Новозаветная Троица
5 – архангел Гавриил,
Слайд 7
В деисусном ряду слева и справа от «Спаса»
стоят обращённые к Христу в молитвенных позах (отсюда и
название – деисусный) фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, других святых.
Над деисусным расположен праздничный чин, состоящий из окон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа: «Благовещение», «Рождество», «Преображение», «Распятие», «Воскресение», «Успение» и др.
Трёхъярусный иконостас был недолго. Уже в 16 веке, его надстроили пророческим чином с иконами ветхозаветных пророков Исаака, Иеремии, Моисея и других. Они держат свитки с начертанными текстами пророчеств. В середине этого чина находится икона «Богоматери Знамение».
В это же время появился пятый – праотеческий ряд иконостаса, представляющий собой галерею отцов человечества: Адама, Ноя, Авраама и других. В середине этого чина помещается икона «Новозаветная Троица» - изображение Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Весь иконостас венчает распятие
Слайд 10
Названия чинов иконостаса:
I
II
III
IV
V
Слайд 11
Иконы.
Есть три вида написания икон Богородицы:
1. ОДИГИТРИЯ –
от греческого Путеводительница. Указывает на Иисуса как на проводника
в Царство божье. Изображается в поясном варианте или в полный рост. Обязательно с младенцем на руках.
Слайд 13
Иерусалимская икона Божьей Матери, по преданию, написана святым
евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в
Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. Икона была принесена в Корсунь (Херсонес) и по случаю нашествия на Корсунь руссов Иерусалимская икона Богоматери была принесена византийцами в дар святому равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году даровал Корсунскую святыню новгородцам по обращении их в христианскую веру. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Празднование иконе установлено 25 (12 ст. ст.) октября
Слайд 14
2. Следующий тип называется «Умиление». Мать с нежностью
смотрит на младенца, хотя весь ее облик печален от
знания его судьбы. Может быть как поясной, так и погрудной. Ярчайшим примером могут служить Владимирская и Казанская иконы Божьей Матери.
Слайд 16
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою
на доске из того стола, за которым трапезовало Святое
Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божьей Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитами и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божьей матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.
Адрес: Россия, Москва, Церковь Никона в Столпах, Лаврушинский пер., 10. Третьяковская
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей . Все искусствоведы отмечают различия в технике живописи лицевой и оборотной сторон. Существуют доводы в защиту того, что икона еще со времени создания была двусторонней, но изображение Этимасии очень приблизительно относят к началу XV в.
Икона написана на двухчастной доске (части неравной ширины). Поля иконы наращены со всех четырех сторон под оклад. Глубокий ковчег с крутой лузгой, тонкий левкас, паволока под поздними вставками. Размеры иконы 69x104.
Слайд 18
Икона явилась в городе Казани в 1579 г.
В тот год город сильно пострадал от пожара. Сгорел
и дом стрельца Онучина. У стрельца была девятилетняя дочь Матрена, которая во сне увидела Божию Матерь, велевшую объявить всем, что Ее чудотворная икона находится в земле под развалинами дома. На пепелище девочка сама достала из-под печи икону, сиявшую новыми красками. На месте явления иконы выстроен женский монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Марфа, в миру - Матрена Онучина. В память об обретении иконы установлено празднование Казанской иконы Божией Матери 2 (21) июля. В 1579 г. список с Казанской иконы отправлен в Москву Иоанну Грозному. Позже Петр I эту чудотворную икону перенес в Петербург. Еще один чудотворный список с иконы был привезен из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу 22 октября 1613 г. (ст. ст.) и освободил город от поляков. В честь этого события установлено празднование Казанской иконе 22 октября (4 ноября). По изгнании врагов князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери (храм разрушен в 1930 г., ныне восстановлен). Икона, хранившаяся в Казани, утрачена в 1904 г.
Чудотворные списки находятся в московском Богоявленском соборе и в петербургском Князь-Владимирском соборе. В 1941 г. митрополиту Гор Ливанских Илие было видение Божией Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону из Князь-Владимирского собора с крестным ходом обнесут вокруг города. Митрополит связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством. Разрешение было получено митрополитами Сергием и Алексием и Казанскую икону обнесли вокруг осажденного города. Ленинград выстоял. Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Молебен перед иконой был отслужен и перед штурмом Кенигсберга. В 1947 г. митрополит Гор Ливанских Илия был приглашен Сталиным в СССР, где он и был награжден Сталинской премией за помощь во время войны. От премии Илия отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и сам внес 200000 долларов на помощь детям-сиротам. На казанскую же икону, перед которой митрополиты Илия и Григорий отслужили молебен, был возложен драгоценный венец - подарок митрополита Гор Ливанских.
Считается, что Казанская икона Божией матери ограждает российские земли на востоке. Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней. Сразу же после чудесного обретения иконы в 1579 г. получил исцеление слепец Иосиф, прозревший после трех лет слепоты. По прибытию иконы в Благовещенский собор получил исцеление другой слепец по имени Никита. С тех пор наибольшее количество исцелений от чудотворной иконы получали именно при слепоте. Исцеление от слепоты телесной считалось знамением просвещения духовной слепоты жителей Казани.
Слайд 20
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком
(?). Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому
князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Празднование иконе установлено 1 сентября (19 августа ст. ст.).
Иконографическая композиция - Богородица Умиление. Отличительная особенность - обнаженные до колен ножки Богомладенца. Золото фона и полей практически полностью утрачено. Отсутствуют и надписи, и перекрестие нимба Младенца. Мафорий Богородицы украшен золотым орнаментом, в который вплетены буквы (распространенная практика в византийском и древнерусском искусстве). По некоторым мнениям, буквы представляют собой некую криптограмму, содержащую, возможно имя создателя иконы и дату ее написания.
На оборотной стороне изображено Успение Богородицы.
В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. - в ГТГ (инв. № 14244). Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. - годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов.
Слайд 21
Третий тип – Оранта (молящаяся). Обязательно изображена в
полный рост и без младенца. Руки ее воздеты к
небу в молитве. Может быть окружена другими персонажами, но является центральной фигурой.