Слайд 2
Скульптура выполняется по следующим правилам:
Фигура стоит или сидит
в статичной позе.
У сидящей фигуры ноги поставлены вместе, руки
на коленях или груди, кисть выпрямлена или сжата в кулак.
Голова смотрит прямо, лицо серьезно и сосредоточено.
У стоящей фигуры левая нога выставлена вперед.
Скульптура Древнего Царства
Слайд 3
Скульптура Древнего Царства
Слайд 4
Скульптура Древнего Царства
Обычно скульптура выполнялась из твердых пород
камня (гранит, базальт), из песчаника, а также из дерева,
при этом руки были подвижными. Основная задача египетской скульптуры – участие в переселении души, если тело по каким – то причинам не сохранится. Первоначально такие скульптуры создавались для царей и находились в особом святилище в гробнице. Перед ней совершались жертвоприношения.
Особенным даром по мнению египтян обладали грамотные люди, умеющие читать и писать. Считалось, что они общаются с миром духов, от которых получают высшие откровения.
Слайд 5
Скульптура Древнего Царства
В позе писца часто изображали сыновей
фараона, это звание было почетным.
Часто скульптуру из песчаника
раскрашивали: мужские тела в терракотовый, женские – светлая охра, волосы (а точнее парики) черные.
Слайд 6
Живопись Древнего Царства
Живопись Древнего Царства также создавалась по
правилам:
Фигуры изображались головой и бедрами в профиль, плечи
– анфас. То, что находиться сзади располагали выше, кто главнее, тот крупнее, показать толпу можно повторив несколько раз один силуэт. Цветовая палитра мало отличалась от цветов в скульптуре.
Слайд 7
Скульптура Древнего Царства
Слайд 8
Среднее царство
После периода раздробленности Египет снова был объединен.
Возрастает роль местной знати, которая конкурирует с фараоном, а
также средних слоев населения. Традиции заложенные в искусстве Древнего Царства сохраняются, но появляется много нового. По прежнему создается скульптура и росписи гробниц. Пытаясь подражать царям Древнего Царства фараоны строят себе величественные, но менее долговечные пирамиды. Люди среднего достатка также могли позволить себе выстроить гробницу или заказать статую. В скульптуре и росписи заметен отход от древних канонов.
Слайд 9
Среднее царство
Черты лица в скульптуре менее идеализированы, точнее
передают портретное сходство, и даже возраст. Вместо изображений в
полном расцвете сил появились лица стариков и юношей. Скульптура царей появляется не только в загробных святилищах, но и в храмах различных божеств, еще при жизни фараона. Эти святилища строят западном берегу Нила отдельно от захоронений и посвящали наиболее почитаемым богам.
Слайд 11
Среднее царство
В них размещались не только скульптуры
изображающие царей, но и статуи подаренные храму частными лицами,
которые были не дороги, а потому часто не очень похожи на заказчиков, имея типовые черты лица. К этому периоду принадлежит большая часть всех статуэток рабов и слуг, которые лишь кажутся разнообразными по движениям :на самом деле из них создавались огромные типовые композиции, где место каждой фигурки было строго определено.
Слайд 13
Среднее царство
Живопись становиться более разнообразной по цвету, человеческие
фигура приобретают гибкость и живую пластику. Хорошо заметны попытки
изобразить фигуру так как она выглядит на самом деле, а не с помощью канонов Древнего Царства.
Слайд 16
Среднее царство
В архитектуре появляются новые формы. Ворота храмов
оформляются в виде двух башен – пилонов с узким
проходом между ними. Появляется такая форма как обелиск – вытянутый 3-х или 4-х гранный в сечении столб с надписями, носящими культовое назначение.
Слайд 17
Наиболее богат этот период памятниками декоративно-прикладного искусства. В
гробницах находят много женских украшений и сосудов для косметики.
Появляются зеркала. Для изготовления украшений используют золото, и поделочные камни: красный сердолик, голубую бирюзу и синий лазурит. Из них набираютя браслеты, ожерелья, подвески, пекторали.
Среднее царство
Слайд 19
Среднее царство
Широко распространяется техника перегородчатой эмали, когда к
золотой пластине припаивается золотая проволока, затем в образовавшиеся ячейки
погружают легкоплавкое вещество разных цветов. При нагревании оно плавится и заполняет весь объем ячейки.
Слайд 21
Новое царство
Благодаря успешным военным походам Египет становится одной
из богатых и влиятельных держав. Произведения искусства приобретают декоративность,
нарядность. Уже в конце Среднего Царства в на западном берегу Нила начинают строить отдельные от захоронений святилища, посвященные наиболее почитаемым богам. Эта традиция развивается в период Нового Царства. Обычно от берега к святилищу вела специально построенная дорога – аллея сфинксов, где по обеим сторонам располагались несколько сотен одинаковых скульптур изображающих фантастических животных. По этой аллее торжественные процессии во главе со жрецами подходили к храму.
Слайд 22
Само святилище состояло из большого зала для молящихся
и «святая святых» – небольшой комнатке, где располагалась статуя
божества. Зал был перекрыт плоской крышей, которая удерживалась на множестве часто поставленных колонн. Центральные колонны могли быть выше боковых. Такие сооружения были распространены на территории ближнего востока и получили название гипостильный зал. В нем находилось много скульптур изображающих фараонов, чиновников и даже людей среднего достатка. Появляются целые скульптурные группы изображающие богослужения, обряды и важные религиозные события.
Новое царство
Слайд 23
Новое царство
На стенах располагались небольшие скульптуры с текстами:
посланиями в загробный мир с просьбой о помощи (избавлении
от бед, выздоровлении или рождении детей и т. д.).
Слайд 24
Наряду с культовой скульптурой появляется декоративная. Она отличается
слабой детализацией и отдаленным портретным сходством. 20-и метровая скульптура
украшала вход в святилище, а маленькие статуэтки украшали посуду и сосуды для косметики.
Новое царство
Слайд 25
Оставшись без мужа эта красивая, мудрая властная
женщина привела государство к процветанию. У подножия Ливийского плоскогорья
в местечке Дэйр- эль-Бахри она построила храм посвященный богине Хатор, изображаемой в виде кошки.
Храм царицы Хатшепсут
Слайд 28
Луксор и Карнак
Недалеко от Фив расположены два храма,
объединенные в комплекс: Луксор и Карнак, посвященные богу солнца
Ра. Поскольку баран являлся священным животным Ра, то аллея между храмами украшена сфинксами с головами баранов. Колонны гипостильных залов напоминают соцветия лотоса.
Слайд 34
Только две декоративные скульптуры осталась от храма и
дворца Аменхотепа 4, прозванные греками «Колоссы Мемнона». Землетрясение разрушило
постройки, а статуи на восходе солнца стали издавать мелодичные звуки. Греки решили, что так легендарный царь Мемнон погибший в троянской войне приветствует свою мать утреннюю зарю Эос. После реставрации пение прекратилось. Считается, что до реставрации скульптура имела небольшие трещины, где мночью конденсировалась влага. При быстром нагреве влага испарялась , создавая эффект чайника со свистком.
Колоссы Мемнона
Слайд 36
Амарнский период
Амарнским периодом называют время правления Аменхотепа 4.
в этот период усиливаются реалистические тенденции в искусстве Египта.
Проведя религиозную реформу, Аменхотеп провозгласил единственным богом солнце – Атона, поменял свое имя на Эхнатон (полезный Атону) и поссорившись со жрецами основал новую столицу Ахетатон в местности Амарна. От этого периода осталось немного памятников, так как после смерти царя город был полностью разрушен. До нас дошло несколько скульптурных портретов жены Эхнатона царицы Нифертити, а также несколько росписей и рельефов с изображением повседневных портретов царя, царицы и их шести дочерей.
Слайд 39
Дочери Аменхотепа 4 и Нифертити
Слайд 40
Основным материалом для изготовления одежды служил лен. Египтяне
совершенствовали способы его обработки, получая тончайшие прозрачные ткани, которые
украшали золотыми нитями, бисером, вышивкой цветной шерстью. С помощью нагретых металлических пластин получали различную плиссировку.
Традиционная одежда египтян
Слайд 41
Традиционная одежда египтян
Традиционной мужской одеждой было схенти (передник)
– кусок ткани, крепившийся на поясе. Со временем он
становился длиннее, собирался из двухчастей – спереди и сзади, с разрезами по бокам. В период нового царства поверх схенти надевался сидон – кусок ткани с поперечной плиссировкой, который завязывался спереди, и концы его украшенные бахрамой и вышивкой свисали до земли. В это же время мужчины стали носить клазирис – рубаху, обычно из плиссированной ткани с длинными плиссированными рукавами. Для государственных чиновников одежда строго регламентировалась, жрецы носили шкуры леопардов.
Слайд 43
Женщины носили клазирис на бретельках, позже клазирис наподобие
мужского, с рукавами. Дома одежду не носили, только драгоценности.
Традиционная одежда египтян
Слайд 46
Традиционная одежда египтян
Вокруг груди и шеи носили воротник
– ускх, который символизировал солнечный диск.
На голове носили
парики различных видов, а в период нового царства их модно было красить в разные цвета.
Накладные бородки – символ царской власти, их носили цари и царицы.
Слайд 48
Традиционная одежда египтян
После объединения Северного и Южного царств
цари носили двойную корону – пшент: в виде кегли
символ южного царства и атеф – символ северного царства с изображением змеи – урея. Также мужчины носили платки – клафт, платок с полосами – немес.
На ноги надевали сандали с украшением в виде цветка лотоса.