Слайд 2
ИЗ ИСТОРИИ…
Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит
к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу
II тыс. до н. э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства – Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья, Средней Азии, Магриба, Турции и Южной Испании.
Халифа́т — первоначально, феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями» пророка).
Слайд 3
РЕЛИГИЯ:
Мощный толчок культурному развитию стран Арабского халифата дал
ислам – одна из мировых религий наряду с христианством
и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность, подчинение» и означает абсолютную веру в одного бога – Аллаха.
Слайд 4
КОРАН
Священная книга ислама – Коран.
Слово «Коран» происходит от
арабского «чтение вслух», «назидание» .
Коран согласно исламу представляет
собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом.
Слайд 5
По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском
большое значение имели города.
Сельская местность играла служебную роль.
Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал.
Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.
Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром.
Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.
Слайд 6
АРХИТЕКТУРА
Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций
(кирпичную кладку, колонные залы, мозаику….) Были разработаны новые типы
зданий (мечети, минареты, медресе, мавзолеи, караван-сараи, крытые рынки, роскошные дворцы.)
Слайд 7
МЕЧЕТЬ
Мечеть- «место для совершения земных поклонов» — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное
сооружение.
Слайд 8
УСТРОЙСТВО МЕЧЕТИ
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом,
иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются
башни-минареты числом от одного до девяти.
Слайд 9
УСТРОЙСТВО МЕЧЕТИ
Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах
могут быть начертаны строки из Корана на арабском.
Стена, обращённая
к Мекке (Мекка — священный город мусульман. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая), во внутреннем дворе которой располагается главная святыня ислама — Кааба), отмечена пустой нишей,
михрабом , в которой молится имам.
Слайд 10
УСТРОЙСТВО МЕЧЕТИ
Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой
проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. Устанавливается справа от михраба,
имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.
При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Слайд 11
Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами,
а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Таким образом,
архитектурное произведение как бы замкнуто в себе и полностью завершено.
Слайд 12
АРАБЕСКА
Европейское название сложного средневекового орнамента, сложившегося в искусстве
мусульманских стран.
Арабеска представляет собой сложный узор, в основе
которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Может включать изысканную графику арабского шрифта.
Слайд 14
Мавританское искусство - искусство средних веков (XII-XV), которое
получило свое развитие в Северной Африке и на юге
Испании, в Андалусии.
Особого внимания требует рассмотрение колонн, которые подвергались облицовке декоративными изразцами, резьбой по дереву . А внутри блистали многоцветные витражи, неповторимая мозаика из стекла и керамики, мрамор удивлял тоновыми различиями и оттенками. Декоративность в отделке с нескрываемой пышностью усложнялась растительными и геометрическими витками, использовала эпиграфические мотивы росписи (например, найденная в Альгамбре «Ваза Фортуни», выполненная из фаянса в XIV в., Эрмитаж, С. Петербург).
Слайд 15
АРХИТЕКТУРА
Замечательным примером, ярко представляющим мавританское искусство, является мечеть
в Кордове (VIII – X вв.), построенная арабами.
Характерными
особенностями которого являются неповторимые купола, арки в виде подковы с необычной полосатой кладкой из разноцветных камней, ажурная резьба тончайшей работы, орнаментальные украшения, отличные сложной геометрией, в которую органично вкраплены арабские надписи.
Техника облицовки полов и стен была продумана не только с эстетической, но и с чисто практической стороны, учитывающей жаркий климат: прохладу создавали глазурованные керамические плиты - ацулеи (араб. azul - синий), на которых на белом фоне была выполнена тончайшая синяя роспись.
Слайд 17
Архитектурная деталь. Мавританское искусство.
Слайд 18
АЛЬГАМБРА
Альгáмбра («красный замок») —(1230—1492) архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе
в восточной части города Гранада в Южной Испании.
В состав обширного комплекса,
заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.
Слайд 19
Когда прогуливаешься по дворам и залам Альгамбры ,
бесконечное разнообразие декоративных мотивов оставляет неизгладимое впечатление. Изумительные узоры
восточных ковров хорошо известны и за пределами мусульманского мира. Можно сказать, что весь этот грезоподобный мир играющих линий и красок, изощренного рисунка и богатых цветовых переливов обязан, в конечном итоге, учению Магомета, отвратившему художников от реального мира.
Слайд 20
Львиный двор дворца Альгамбра в Гранаде, Испания.
Внутренние дворики,
переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом.
Слайд 21
Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное
декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых
окон.
Слайд 22
Вход в Зал Послов
Двор Золотой комнаты
Слайд 23
Мечеть султана Хасана
Строительство началось в 1356 г. и
закончилось 6 лет спустя в 1362 году. Один из минаретов
разрушился во время строительства, в результате погибли около сотни учеников медресе.
Слайд 26
Минбар мечети султана Хасана
В этом минисвятилище есть и
еще одна любопытная деталь: справа от минбара (кафедры) находятся
бронзовая дверь, украшенная золотыми и серебряными лучистыми звездами. Она ведет в мавзолей султана Хасана, сам по себе тоже являющийся прекрасным произведением архитектурного искусства.