Слайд 2
Цель исследования
Проанализировать основные физические свойства:
Ориентирование в пространстве
Теплоизоляцию
Освещенность
Отопление
Измерение времени
в жилище коренного населения Хакасии
Слайд 3
Что такое Юрта?
В XVII—XIX
вв. основным жилищем хакасов служила юрта — «иб»
В
хакасском языке слово «иб» употребляется не только в значении «юрта»,
но и в более широком смысле — («дом»)
Слайд 4
В начале XIX вв. известный исследователь Сибири
Г. Спасский описывал хакасскую юрту следующим образом: «Юрты сии
круглы, к верху кеглеобразны; в поперечнике от 3 до 5, в вышину до 2 сажень; бока их составляются из отдельных решетен, имеющих в вышину до 2 1/2 аршин. На сих решетинах лежат тонкие шестики, сведенные в деревянный круг. Круг в поперечнике бывает около аршина и служит вместо окна для света и трубы для выхода дыма.
Слайд 5
Как и из чего строилась юрта.
Решетчатая основа
«тирме» делалась из основных планок «сыы», скрепленных между собой
наперекрест через сквозные отверстия сыромятными ремешками «сарым» из конской кожи. В одном звене решеток насчитывалось до 20—30 планок (по 10 или 15 в каждой диагональной оси) длиной 200—250 см. В сложенном виде звено решетки представляло одну охапку. При установке юрты они связывались между собой, образуя цилиндрическую форму, а с внутренней стороны укреплялись кольями к земле. Высота стенки равнялась 130—150 см. Каркас обычной юрты составлялся из шести тирме. Круг дымохода — «хараачы»— соединялся из двух дуг. Полученный деревянный обод, диаметром 150—200 см, скреплялся крестовиной из выгнутых распорно-крепежных перекладин — «пугурт». Обычно их было по три с каждой стороны. Свод купола юрты составляли стропила — «ух» длиной 220—300 см. Нижним концом они прикреплялись ременными петлями за верхний край решетки, а другой стороной вставлялись в квадратные гнезда круга дымохода. Для более прочного укрепления купола круг дымохода (хараачы) поддерживался четырьмя столбами . Они были высотой 250—300 см. )».
В подтаёжной местности долины Абакана для этой цели устанавливался только один столб — «суран». Он наклонно вкапывался у края очага справа от дверей и со временем чернел от копоти.
Летом юрту покрывали берестой, а зимой— войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. Богатые хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Например, в 1704 г. у князя Улагача казаки захватили «цветную юрту со всяким убранством».
Слайд 9
Юрта - ориентир
Юрта устанавливалась так, что ее
вход всегда был расположен на восток, поэтому она служила
людям компасом в ненастную погоду или темное время суток.
Слайд 11
Теплоизоляция
Зимой юрту покрывали войлоком, так как
войлок плохой проводник тепла, за счет того, что между
его шерстинками содержится воздух, а чтобы он не намокал от дождя и снега, его сверху покрывали берестой. Береста плохо проводит влагу (отталкивает ее). Береста белая, светлая является хорошим отражателем солнечных лучей, по этому летом в юрте всегда прохладно.
Слайд 13
Освещение юрты
Освещалась юрта
Очагом
Жирниками
Через дымовое отверстие, которое
служило вместо окна.
Слайд 14
Отопление Юрты
Огонь особо почитался у народов
Саяно-Алтая. Огонь являлся оберегом семьи и дома. Его представляли
в образе пожилой женщины, которую называли «от инезЬ» («мать огня») Ее обязательно кормили перед каждым приемом пищи. Особенно ею чтилась жирная каша на сметане — «потхы».Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи или не брызнут айраном, из дома не выходили. На очаг нельзя было наступать и сметать мусор, иначе осерчает, и ты заболеешь. Огонь в другую юрту не давали, а после захода солнца даже не разрешали выходить с прикуренной от очага трубкой. Можно только принести огонь из отцовского крова в новую юрту отделившегося сына, дабы последнего опекало счастье родителей.
Слайд 15
Отапливалась юрта,
за счет расположенного в ее центре
очага. Тепло по юрте, распространялось за счет излучения, от
очага шли тепловые лучи
и за счет конвекции,
циркуляции потоков воздуха.
Слайд 17
Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери
которой строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело
традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище.
Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало летом 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака.
Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (Ki4ir 1лгор) и к обеду достигал второй полки (улуг шгбр).
К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо была пригонять домой телят.
Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров.