Слайд 3
1 Предмет истории как науки
История (от греч. Historia
– рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух
значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.
Слайд 4
В.О. Ключевский: «В научном языке слово «история» употребляется
в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс
и 2) как познание процесса».
Слайд 5
Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов
и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и
в настоящем.
Предметом истории является изучение человеческого
общества как единого противоречивого процесса.
Основа исторической науки – собирание, систематизация и
обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и
совокупности.
Слайд 6
История – одна из древнейших наук, ей около
2500 лет.
Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот
(V
век до н.э.), написавший книгу, которая так и называется «История».
Слайд 7
История – свидетель прошлого, свет истины, учитель
жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон)
Древние очень ценили историю и
называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка называли «translator temporis» (передатчик времени). Одна из девяти муз – Клио была покровительницей искусств и наук (муза героической песни, провозвестница славы), в эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) покровительница истории. Дочь Зевса и Мнемосины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.
Слайд 8
2. Сущность, формы и функции исторического сознания.
Историческое
сознание - свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих
представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное.
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
Слайд 9
Функции исторического сознания
Функция интеграции
Функция исторического сознания как
одного из регуляторов социального поведения
Национально-историческое сознание – фактор
оборонный
Познавательная функция
Практически-рекомендательная функция
Воспитательная функция
Слайд 10
3. Методология исторической науки. Методы и источники изучения
истории.
Объективное познание истории России обеспечивается научной
методологией.
Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология.
Концепция материалистического объяснения истории
(К. Маркс). Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе.
Методология цивилизационного подхода.
Слайд 11
Методологические принципы исторического познания
Принцип историзма
Принцип объективности
Принцип социального
подхода
Принцип альтернативности
Слайд 12
Методы исследования
Метод- это способ изучения исторических закономерностей
через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения
из них новых знаний.
Общенаучные методы
Собственно исторические методы
Специальные методы
Слайд 13
Исторические источники
Исторические источники – все объекты, непосредственно
отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
Классификация
Письменные источники (юридич. договоры, летописи…)
Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие…)
Устные источники – фольклор (былины…)
Лингвистические источники (данные языка)
Этнографические источники (нравы и обычаи)
Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)
Слайд 14
4. Отечественная историография
Историография рассматривается как описание истории, исторического
процесса, так и как история развития самой исторической науки.
Первый
научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву (1686-1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его труд - «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.
Слайд 15
Василий Никитич Татищев
История Российская (полное название первого издания:
«История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через
тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») — крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.
Слайд 16
Михаил Васильевич
Ломоносов
В Российской Академии наук в этот
период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер
и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М.В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа.
Слайд 17
Николай Михайлович Карамзин
В начале XIX века появился фундаментальный
труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал толчок
дальнейшему развитию исторических исследований. Впечатления современников в интерпретации А.С. Пушкина: «Русская история найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М. Карамзин обосновал свой вариант периодизации русской истории. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России.
Слайд 18
Буржуазная историография
Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – заведующий кафедрой
русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной
энциклопедии русской истории, многотомного труда «История России с древнейших времен» (29 томов). Принцип его исследования – историзм. Закономерность развития страны Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий».
Слайд 19
Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841 года,
село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 [25] мая 1911
года, Москва) — видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). Его главный труд – «Курс русской истории» (5 томов).