Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему История российского костюма

Задачи: - Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; - привить интерес к русской культуре, к ее особенностям; - обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского
Выполнили ученицы 10 класса: Самарина Н.С., Королёва А.В.МОУ Вербилковская СОШКачалина В.В. – Задачи: - Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии Доступные тканиБольшинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся Материалы для обуви.Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но Предметы одежды Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных Мужская и женская рубахи Рубаха, сорочицаОбщее:Была главным, иногда единственным предметом одежды. Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра Сарафан Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите Штаны (порты, гачи)Дополняли нательную одежду мужчин.Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу.Длина - Верхняя одеждаО верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений.СвитаВотолаКиса, Головные уборыКняжеская шапкаЖенские головные уборы:ВенчикКорунаПовойТвердый кокошник, очельеШапка Мономаха СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.2. Спасибо за внимание
Слайды презентации

Слайд 2 Задачи:
- Показать детям красоту русского народного

Задачи: - Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций

костюма, отражение русских традиций в его исполнении;
-

привить интерес к русской культуре, к ее особенностям;
- обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни;
- привить любовь к родным русским истокам;
- познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями;
- пробудить интерес учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека;
- воспитание у них эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
- научить понимать взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, познакомиться с принципами ношения костюма, стилевыми нюансами искусства рассматриваемого периода, бытом и характерными чертами эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития;
- научить учащихся разбираться в окружающей их действительности, осознать явления человеческой культуры и общежития, понимать их происхождение из прошлого и тем самым подготовить для них возможность в будущем сделаться сознательными и деятельными участниками общественной жизни.
Отсюда главная цель курса истории:
- облегчить учащимся понимание настоящего в свете прошлого;
- формировании гражданских качеств личности учащегося;
- готовить к активному участию в общественной жизни.

Слайд 3 История костюма имеет отношение не только к художеству,

История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к

но и к этнографии и физиологии. Изучение истории развития

костюма и моды даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев как ныне существующих, так и существовавших ранее народов. Изучение древнерусской одежды велось преимущественно археологами.
Целых предметов одежды IX-XIII веков до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений, а так же изображения на древних фресках, иконах, книжных иллюстрациях - миниатюрах, предметах прикладного искусства.
Материалы эти сопоставляются с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках - летописях, житиях - и разного рода актах. Много дает исследователю так же сопоставление древних изображений и находок с более поздними предметами одежды и народного искусства, в частности с вышивкой, резьбой и росписью вплоть до XIX века.

Слайд 4 Доступные ткани
Большинство населения Древней Руси носило одежду и

Доступные тканиБольшинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов,

обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи. К

рассматриваемому нами периоду преобладали ткани из:
Шерсти
Льна
Конопли
Материи:
Грубое сукно, холст - основные материалы из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан.
Овчина - шла на зимнюю одежду.
Шкуры диких животных - так как охота на них - привилегия феодалов, шла на одежду городской верхушки и феодалов.
Привозные ткани - доступны только богатым людям. В основном это были византийские или восточные ткани - главным образом шелковые или золотые ткани - оксамиты, паволоки и другие. В "Слове о Полку игореве" упоминается среди самой ценной добычи "злато и паволоки и драгыя оксамиты". Но и у горожан и у крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски этих тканей, зачастую с местной вышивкой.


Князь Княжна Крестьянки


Слайд 5 Материалы для обуви.
Лыко - наиболее распространенный материал, из

Материалы для обуви.Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти,

него плели лапти, но к XIII веку преимущественно уже

использовалась кожа.
Сыромятная и дубленая кожа - шла на обувь горожан и крестьян побогаче.
Юфть - толстая кожа
Опойка - более тонкая кожа (телячья)
Хоз-сафьян - выделанная кожа коз.
Виды обуви.
Лапти (лыченцы, лычаки)
Поршни (порабошни, постолы, моршни)
Черевики
Сапоги



Слайд 6 Предметы одежды
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что

Предметы одежды Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у

костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количеством и

разнообразием предметов и материалов, в то время, как покрой отдельных составлявших его частей был одинаков. Крестьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою рубахи, но у последнего рубаха была из тончайшей, зачастую привозной ткани.
Руб
Само это слово обозначало кусок, обрывок ткани (ср. рубить, рвать). Слово употреблялось так же в значении "бедная, грубая, плохая одежда". Нужно думать, что с того же корня древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды "рубаха", бытующее до наших дней.

Слайд 7 Мужская и женская рубахи

Мужская и женская рубахи

Слайд 8 Рубаха, сорочица
Общее:
Была главным, иногда единственным предметом одежды.
Ткань:

Рубаха, сорочицаОбщее:Была главным, иногда единственным предметом одежды. Ткань: полотно, тонкая шерсть

полотно, тонкая шерсть (цатра - козий пух), аскеты-монахи носили

власяницу из конского волоса. Богатые могли позволить себе шелковые материи.
Покрой: туникообразный, кроились из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Клинообразные вставки расширяли рубаху у подола, ластовицы - под мышками. Рукава шились узкими и длинными.
Вырез ворота был либо круглым либо четырехугольным.
Разрез - "прямой" (посередине груди) или реже по "косой" - на левой или на правой стороне груди.
Ворот рубахи (возможна стоечка) застегивался на одну или несколько пуговиц - литых бронзовых, костяных, вероятно, и деревянных.

Мужская рубаха
Длина - до колен (иногда ниже).
Ворот, подол, края рукавов могли украшаться вышивкой.
Носится навыпуск, поверх штанов.
Подпоясывается тонким ремнем (с металлической пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно с кистями).

Женская рубаха
Длина - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды, но могла быть и значительно короче - до икр.
Рукава - так же весьма длинные. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). В домашнем быту рукава носили собранными. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Например, при ритуальных русальских плясках. Во время русалий, выпивая ритуальную чашу, женщина брала ее через спущенный рукав, в то время. как мужчина брал чашу непосредственно рукой. Возможно длинный рукав мог служить и своеобразным карманом.
Украшалась вышивкой или аппликацией из другой ткани у ворота, подола и концов рукавов, вероятно обильнее, чем мужская.
Пояс - шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Шерстяной. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.


Слайд 9 Сарафан

Сарафан

Слайд 10
Сарафан - в переводе с иранского это значит

Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в

«одетый полностью»; в санскрите «сари» – просто «кусок ткани».

Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем. Вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов.

Слайд 11 Штаны (порты, гачи)
Дополняли нательную одежду мужчин.
Были неширокими, довольно

Штаны (порты, гачи)Дополняли нательную одежду мужчин.Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу.Длина

ясно обрисовывали ногу.
Длина - о ней судить трудно, так

как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи, но ясно, что они всегда были ниже колен, и, вероятно, не достигали щиколоток.
Онучи
Длинные, узкие полосы материи, вроде позднейших обмоток.
Носили крестьяне и бедные горожане.
Копытца
Шерстяные носки. Их носили на голую ногу, в том числе и женщины.

Слайд 12 Верхняя одежда
О верхней одежде в Древней Руси у

Верхняя одеждаО верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало

нас довольно мало сведений.
Свита
Вотола
Киса, коць
Корзно (кързно, корьзно)

Зимняя одежда:
Кожух - делался из шкуры животного мехом внутрь. Богатые или знатные шили дорогие кожухи, покрытые золотой византийской материей, обшитие кружевами и украшенные каменьями.
Тулуп - нагольный овчинный кожух. Обычно носили люди из простонародья.
Полушубок - как явствует из названия - более короткий, нежели тулуп. так же делался из овчины (преимущественно).

Слайд 13 Головные уборы
Княжеская шапка
Женские головные уборы:
Венчик
Коруна
Повой
Твердый кокошник, очелье
Шапка Мономаха

Головные уборыКняжеская шапкаЖенские головные уборы:ВенчикКорунаПовойТвердый кокошник, очельеШапка Мономаха

Слайд 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.-

СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.
2. Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая

книга по моделированию женской одежды. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 236с.
3. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 448с.
4. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с.
5. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448с.
6. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. - СПб.: Лениздат,1992. - 224с.
7. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. - 304с.
8. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.
9. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.
10. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астраль", 2003, - 492с.
11. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легбытиздат, 1985. - 264с.
12. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.
13. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб.: Искусство, 2001. - 400с.
14. Эпоха, быт, костюм. Автор: А.Л.Ястребицкая Издательство: М., Искусство Год издания: 1978

  • Имя файла: istoriya-rossiyskogo-kostyuma.pptx
  • Количество просмотров: 454
  • Количество скачиваний: 0