Слайд 3
Огюст Конт
«Курс позитивной философии» (1830—1842)
«Система позитивной
политики» (1851—1854)
Слайд 4
Огюст Конт
Автор понятия «социология» и ряда других
родственных терминов: «социологическая наука», «позитивная социология», «общая социология» и
т.п.
Социология – «королева» наук.
Теоретическая наука об обществе и систематическое исследование социального поведения людей необходимы для выстраивания рационального человеческого взаимодействия.
Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Слайд 5
Три стадии развития общества
Слайд 6
Теологическая
[с древности до 1300 г.]
Все явления
объясняются на основе религиозных представлений; господство сверхъестественного; в мировоззрении
слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом завоеваний.
Слайд 7
Метафизическая
[1300-1800 гг.]
Теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями,
«мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами». Возникают и получают широкое
распространение идеи альтруизма, социальности, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков.
Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.
Слайд 8
Научная
[XIX в.]
Главенствует научное познание, возникает социология и начинают
изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии
по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
Слайд 10
Эмиль Дюркгейм
«Элементы социологии» (1889)
«О разделении общественного труда»
(1893)
«Правила социологического метода» (1895)
«Самоубийство» (1897),
«Элементарные формы
религиозной жизни» (1912)
«Социология и философия» (1924)
Слайд 11
«Социологизм» как философское обоснование социологии
Слайд 12
Эмиль Дюркгейм
Онтологическая сторона социологизма - концепция социальной реальности:
1.
Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь
же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Слайд 13
Методологический аспект
«социологизма»
Слайд 14
Эмиль Дюркгейм
1. Поскольку общество - часть природы, постольку
наука об обществе - социология - подобна наукам о
природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи» [7, 421]. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно.
Слайд 15
Эмиль Дюркгейм
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает
самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой
другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
Слайд 16
Эмиль Дюркгейм
3. Поскольку в соответствии с
общество оказывается высшей реальностью, постольку социологический способ объяснения провозглашается
единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Слайд 17
Эмиль Дюркгейм
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты,
которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они
существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие (см.: [7, 412-413]). Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании» [там же, 405].
Слайд 18
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности
в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)
Слайд 20
Эмиль Дюркгейм
Аномия - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для
переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ,
когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. (<...Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились>, - с тревогой писал он в 1912 г. [23,610-611]).
Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни.
Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне ее самой.
Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.
Фаталистский - ?
Слайд 21
Эмиль Дюркгейм
Религия – «связная система верований и обрядов,
относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований
и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками»
Субъект и объект – само общество
Слайд 23
Карл Маркс
«Тезисы о Фейрбахе (1845)
«Немецкая идеология (1846)
«Манифест
коммунистической партии (1848)
«К критике политической экономии (1859)
«Капитал»
«Критика Готской программы
(1875)
«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1885)
Слайд 24
Карл Маркс
Человек – это прежде всего homo faber,
человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека
от животного.
Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей.
Слайд 25
Карл Маркс
В будущем коммунистическом человечестве человек, преодолевая отчуждение,
вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному
и в то же время подлинному состоянию.
Социальная сущность человека: “...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (Тезисы о Фейербахе).
Общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой, “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу”
Слайд 26
Карл Маркс
Материалистическое понимание истории
“В общественном производстве своей жизни
люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не
зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание” [“К критике политической экономии”, предисловие].
Слайд 27
Карл Маркс
Методология
- социальное развитие происходит согласно определенным законам
(закон -“внутреннюю и необходимую связь” между явлениями) = историческая
необходимость
- диалектический подход - выявление всякого рода противоречий, коллизий, напряжений, конфликтов.
Слайд 28
Карл Маркс
Теория социальных систем
Одним из первых в истории
социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как
системе.
Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
Слайд 29
Карл Маркс
Теория социальных систем
К производительным силам относятся все
имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс
производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д.
Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Слайд 30
Карл Маркс
Теория социальных систем
Помимо производительных сил и производственных
отношений формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру:
юридические и политические отношения и институты и остальные сферы социальной жизни: мораль, науку, религию, искусство.
Формация включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление, о котором уже шла речь.
Слайд 31
Карл Маркс
Виды общественных формаций
Первобытная формация основана на коллективной
общинной собственности и кровно-родственных отношениях.
Следующие три формации (рабовладельческая,
феодальная, буржуазная) базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.
Слайд 32
Карл Маркс
Теория социального развития. Социальная революция
Динамика социального развития
обусловлена конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны,
и производственными отношениями – с другой.
Развитие производительных сил является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни.
Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене.
.
Слайд 33
Сравнение подходов к социальному развитию
К. Маркса и
О. Конта
Что их объединяет?
1. Оба верят в универсальную эволюцию
человеческого рода.
2. Оба верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
3. Оба верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век.
4. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожидать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступлению.
.
Слайд 34
В чем различия?
1. Для Конта «нормальное» социальное развитие
предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и
сдвигов. Для Маркса, наоборот – это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги.
2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода – источник социального развития.
3. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта.
Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция – это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях.
.
Слайд 36
Макс Вебер
«Аграрная история древнего мира».
«Исследования по методологии
наук».
«История хозяйства: Город».
«Протестантская этика и дух капитализма».
«Хозяйство и общество»
Слайд 37
Макс Вебер
Социологический метод
Понимание: социология должна познавать те значения,
которые люди придают своим действиям.
Социология должна изучать человеческое
поведение в максимально обобщенном виде.
Идеальный тип - это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы изучаемого явления - и выступает как своеобразный "эталон", сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности.
Слайд 38
Макс Вебер
Идеальные типы социальных действий
"Действием" мы называем действие
человека (независимо от того, носит ли оно внешний или
внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Слайд 39
Макс Вебер
Идеальные типы социальных действий
Слайд 40
Макс Вебер
Рационализация социальной жизни - одна из главных
тенденций самого исторического процесса. Рационализация находит свое выражение в
увеличении доли целерациональных действий в общем объеме всех возможных типов социальных действий и в усилении их значимости с точки зрения структуры общества в целом.
Слайд 41
Макс Вебер
Рационализация как историческая тенденция, по Веберу, включает
в себя: (1) в экономической сфере - организацию фабричного
производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур; (2) в религии - развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью; (3) в праве - эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов; (4) в политике - упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной; (5) в моральном поведении - больший акцент на дисциплину и воспитание; (6) в науке - последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики; (7) в обществе в целом - распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.
Слайд 42
Социология господства
Идеальные типы господства
Слайд 43
Макс Вебер
Легально-рациональное господство
Основной мотив подчинения - удовлетворение собственных
интересов. Люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым
законам, правилам
Отсюда - столь важная роль, которую играет в легально-рациональном господстве бюрократия.
Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт:
Эффективность, достигаемая, главным образом, благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата;
Строгая иерархизация власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего;
Формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям;
Безличность административной деятельности и эмоциональная нейтральность отношений.
Слайд 44
Макс Вебер
Традиционное господство
Основано на привычном убеждении в святости
и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти,
предоставляемых ими. Право власти чаще всего носит наследственный характер
Слайд 45
Макс Вебер
Харизматическое господство
Основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру.