Слайд 2
С самого начала освоения Сибири Российским государством встала
первостепенная задача защиты русских селений на этой огромной территории
от посягательств воинственных и коварных соседей. Первые сибирские города были крепостями с большими военными гарнизонами. Вдоль южной границы сибирской территории России была возведена линия казачьих укреплений, протянувшаяся от Кузнецка через Бийск к Усть-Каменогорску. Она получила название Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и была возведена в основном в конце ХVII – первой половине ХVIII столетия.
Слайд 3
В течении многих столетий формировалось казачество. Казаки всегда
храбро и честно сражались на рубежах государства Российского против
всякого рода захватчиков, не прося взамен ничего кроме свободы.
Слайд 4
— это вольный человек, и каждый пришедший на
землю казаков с миром становился свободным.
казак
Слайд 5
Этот принцип во многом не устраивал верховное правление
России во все времена. Поэтому взамен благодарности казаки терпели
гонения и притязания, но это не сломило их дух.
Слайд 6
— не тот, кто назвал себя казаком, а
тот, кто не жалея себя служит верой и правдой
Отечеству, Казачеству и Церкви Православной.
Казак
Слайд 7
На Алтае Казаки появились в конце 16 века.
В 1762 году по распоряжению генерал губернатора Томской области
всё приграничное мужское население было оказачено. Бикатунская Казачья линия (862 км) включала охрану Китайской и Монгольской границ, до образования пограничных войск Его Императорского Величества, по решению сената.
Слайд 8
В годы советской власти казаки были репрессированы: часть
расстреляны, часть сосланы в более дальние районы. До 1933
года казаки не имели никаких прав. В годы войны казаков начали снова призывать в ряды красной армии. В 1944 году были сформированы корпуса, которые были признаны традиционными казачьими формированиями, которые должны были подчиняться фронтам.
Слайд 9
Начинать приходилось с нуля. С азов речевой культуры,
например, когда казак казака приветствует не безликим "привет", а
емким и образным "здорово дневали". С воспоминаний о "праве первого дыма": посторонний человек, пришедший на жительство в станицу, впервые топил здесь печку, и родовые казаки спешили помочь ему с обустройством: кто семенами делился, кто - живностью. Но проходило два поколения, и только внук этого человека становился по праву рождения родовым казаком, с правом собственного голоса и обязанностью жить по казачьему уставу.
Слайд 10
Выжившие после гонений веточки казачества принимаются, пускают корешки
и росточки, но документов, метрик, биографий предков-казаков в семейных
архивах не найти. . Так было не только на Алтае, на всей территории СССР, не то что называться казаком - хранить память о своих дедах было опасно для жизни.
Слайд 11
ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ АЛТАЙСКИХ КАЗАКОВ
Слайд 12
Среди казачьих региональных формирований совершенно самобытное явление представляет
собой музыкальная культура алтайских казаков. Этническая группа казаков-алтайцев сложилась
в особых исторических условиях освоения русскими сибирских земель, длительное время обладала отличительными качествами хозяйственного и бытового уклада, имела свои специальные военные задачи по охране рубежей сибирских российских владений. Все это отразилось как на поэтическом содержании сложенных в среде алтайских казаков народных песен, так и на их жанровом составе, музыкально-поэтической стилистике, характере исполнения.
Слайд 13
В бывших казачьих горных селениях Тулота и Тигирек
Чарышского района Алтайского края московским собирателям удалось зафиксировать в
середине шестидесятых годов несколько редких по содержанию песен, отражающих черты воинского казачьего быта. В них повествуется о дальних походах русских войск за Дунай. При этом изложение сюжетных мотивов ведется от лица терских и уральских казаков. Можно предполагать, что подобные песенные примеры были занесены на Алтай уже после описываемых событий.
Слайд 14
В то же время по характеру распева алтайские
песни существенно отличаются от близких по жанровым признакам песен
уральских и терских казаков. Они весьма лиричны, звучат сравнительно мягко, в низком густом регистре. Четкость метрики, упругая ритмичность сочетаются в них с достаточно развитой распевностью. В многоголосии при контрастном сопоставлении двух основных вокальных партий – ведущего нижнего голоса и верхнего подголоска – важную роль в развитии напева играет самостоятельная индивидуальная по рисунку линия среднего голоса. Полифонические средства находятся в логическом единстве с гармоническими.
Слайд 15
Немало в репертуаре алтайских казаков и поздних воинских
песен, относящихся к XIX столетию.
Слайд 16
Рассматривая жанровый состав песенного репертуара алтайских казаков, важно
указать на тесную связь обрядовых его компонентов с аналогичными
формами в репертуаре жителей крестьянских старожильческих сел.
Слайд 17
Завершая характеристику песенной традиции алтайских казаков, следует отметить,
что изучение этого самобытного явления в русском музыкальном фольклоре
по существу только начинается.