Слайд 2
Содержание.
Вводная часть.
Политика.
Культура и быт населения Китая в XIX веке.
Революционно-демократическое движение
в Китае.
Социально-экономическое развитие Китая в начале XX.
Слайд 3
Вводная часть.
На конец ХIХ века Китайская империя потеряла
свое былое могущество и превратилась в полуколонию Запада. Иностранные
государства начали распределение ее территории на «сферы влияния». Постарела маньчжурская династия Цин уже не могла противостоять вторжению иностранцев и отстаивать суверенитет страны. Наиболее сознательная часть общества понимала необходимость немедленных изменений. В 1898 г. группа китайских реформаторов с одобрения императора попыталась осуществить реформы, направленные на модернизацию Китая. Однако через ожесточенное сопротивление консервативных кругов эта попытка закончилась полным провалом.
Слайд 4
Китай стремительно терял свой суверенитет. Давление со стороны
иностранцев усиливался. Страну заполонили католические и протестантские миссионеры, которые
распространяли свою идеологию среди китайского населения. Это вызвало протест традиционного китайского общества. На рубеже ХIХ-ХХ веков Северный Китай был потрясен стихийным народным восстанием против иностранцев под руководством тайного общества Ихэтуань (историки часто называют его «боксерским восстанием»). Основным лозунгом, объединившее повстанцев, стал девиз «Поддержим Цин, смерть иностранцам!». Но изгнать иностранцев и восстановить самоизоляцию Китая от внешнего мира не удалось: народное восстание было жестоко подавлено великими державами, а Китай испытал новых унижений. «Боксерское восстание» развеяло иллюзии, которые еще существовали в китайском обществе относительно могущества государства, олицетворенной монархией Цин. Престиж правящей династии был окончательно подорван. Китай вошел в «тупик истории».
Слайд 5
Политика.
Развитие политической идеологии в Китае в рассматриваемый период
происходило главным образом в форме восприятия западных политико-правовых теорий.
Западное влияние является основной особенностью, характеризующей процесс развития правовой мысли в Китае в новое время.
Влияние традиционной китайской философии оставалось весьма сильным и сказывалось на процессе восприятия западных политико-правовых теорий. Это влияние имело как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, оно часто приводило к искажениям в восприятии европейской философии права. С другой стороны, традиционная ориентированность китайской философии на этическую проблематику благоприятно отразилась на содержании политико-правовых учений китайских мыслителей нового времени.
Начиная с работ Янь Фу в политико-правовой идеологии Китая происходит смена методологии исследований. На место конфуцианской и буддийской классики (Кан Ювэй, Тань Сытун) приходит новая наука и позитивистская методология. Смена методологии исследований означала и начало секуляризации политико-правовой идеологии Китая, имевшей как положительные, так и отрицательные результаты. Позитивистская методология давала целый ряд преимуществ в исследовании вопросов философии права. Вместе с тем, ее использование фактически влекло за собой отказ от поиска и формулирования общественного идеала, а также приводило к нравственному утилитаризму.
Результатом развития политической идеологии Китая в рассматриваемый период стали достаточно адекватное восприятие западных политико-правовых теорий, постановка целого ряда важнейших теоретических проблем (проблема правового государства, проблема гражданского общества и др.), начало процесса изменения правосознания китайского общества, становление новой правовой науки.
Слайд 7
Культура и быт населения Китая в XIX веке.
Для минского
периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.
Дальнейшее
развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей полноте превосходившие любые издания этого рода в других странах.
Обогатилось и китайское искусство, в осбенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделали лакирование и производство тончайшего фарфора.
Общественная мысль и наука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамками средневековой конфуцианской схоластики.
Миссионеры католических орденов и члены русской православной миссии изучали китайскую культуру, собирая сведения о сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, быте населения, переводили труды китайских ученых, писали обо всем узнанном ими в Европу. Они сами писали труды о Китае и печатали их едва ли не на всех европейских языках. Книги о Китае вызывали неизменный интерес. Недаром в работах Вольтера и в трудах французских просветителей встречается так много рассуждений об этом великом народе.
В России М. В. Ломоносов немало внимания уделял достижениям китайской культуры и выражал желание видеть историю Китая, написанную на русском языке.
В литературе и искусстве по-прежнему господствовали старые жанры:
регламентированные стихи, традиционный пейзаж и т.д. Даже повествовательная проза, которая была в Китае издревле «простонародным» видом литературы, постепенно потеряла черты критической, социальной напрвленности. «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианства», приобрели авантюрный, развлекательный характер..
Переломным моментом стала середина XIX в. – эпоха тайпинского восстания, прогрессивные идеи которого оказали огромное воздействие на общественное сознание китайского народа.
Слайд 9
Революционно-демократическое движение в Китае.
На рубеже ХIХ-ХХ веков
формируется революционно-демократическое движение. Его участники имели целью путем вооруженного
восстания свергнуть маньчжурскую династию и провозгласить республику. Именно так, по их мнению, можно было возродить мощный и независимый Китай. Признанным лидером китайских революционных демократов стал Сунь Ятсен, который длительное время находился в эмиграции и был хорошо знаком с политическим опытом Запада. Он считал, что единственный правильный путь выхода из кризиса - сочетание традиций китайской цивилизации с нововведениями, которые пришли с Запада, и возлагал большие надежды на поддержку со стороны Японии и западных государств. В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники основали в Японии революционную организацию «Объединенный союз». Его программа («три народных принципа») была разработана Сунь Ятсеном. Первый принцип звучал как «национализм» и предусматривал свержение власти маньчжурской династии и возвращение власти китайскому правительству. Второй принцип получил название «народовластие» и означал установление в стране буржуазно-демократической республики после свержения монархии. Третий принцип - «народное благосостояние» - имел в виду справедливое решение основного для Китая вопрос - аграрного. «Объединенный союз» начал подготовку антиманьчжурских восстание на юге Китая.
Слайд 11
Социально-экономическое развитие Китая в
начале XX в.
В первое десятилетие
XX века капиталистическое развитие шло значительно быстрее, чем
в предшествующий период. Наиболее сильные позиции национальный капитал занимал в легкой промышленности, особенно в текстильной . Конкуренция иностранных товаров была в этой отрасли сравнительно слабой вследствие дешевизны и хорошего качества продукции китайских хлопчатобумажных фабрик, а также огромного спроса на нее в Китае. Однако развитию национальной промышленности в стране мешали феодальный гнет и господство иностранного капитала. К началу XX века Китай окончательно превращен в полуколонию. Империалистические государства навязывали Китаю все новые и новые неравноправные договоры. Командные высоты в экономике – шахты, рудники, железные дороги , финансы – находились под контролем иностранных держав. Стремясь закрепить экономическую отсталость страны империалисты препятствовали созданию тяжелой индустрии. В Китае почти отсутствовала машиностроительная промышленность. Цинское правительство – послушное орудие империалистов – неспособно было защитить интересы нарождавшейся китайской буржуазии. Китайская буржуазия делилась на компрадорскую и национальную. Компрадоры – посредники между мировым и национальным рынком – выполняли поручение иностранных банков, облегчали сбыт импортируемых товаров, помогали иноземному капиталу скупать и вывозить сырье из Китая. Национальная буржуазия формировалась из купцов, помещиков, чиновников и зажиточной части крестьян. Она выступала против гнета феодальных отношений, поддерживаемых отношений, поддерживаемых и консервируемых международным империализмом.