Слайд 2
Цели урока:
Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе
ценностей саков, тюрков и кыпчаков.
Выявить особенности возникновения городской культуры
на территории Казахстана.
Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.
Слайд 3
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных в процессе общественно-исторического развития
Материальная
Духовная
Слайд 4
Культура
Архитектура
Городская
культура
Литература
Религия
Ремесла
Музыкальные
инструменты
Слайд 5
Проблемный вопрос
Где на территории Казахстана сосредотачивались культурный
ценности?
Слайд 6
Назовите причины возникновения и роста средневековых городов?
Центры средоточия
средневековых городов?
Назовите крупные средневековые города и покажите их на
карте.
Слайд 7
Открытый тест
Средневековые города Казахстана состояли из трех частей.
Центральная часть города называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались
дворец правителя, здания органов администрации и управления.
Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Её обитатели были служителями двора, то есть мелкие придворные, богатые и знатные люди города. Две эти части города были окружены высокой оборонительной стеной.
Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ.
А
Б
В
А)
Б)
В)
Слайд 8
Архитектура
«… архитектура – тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и
предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…»
Н.В. Гоголь
Слайд 9
Алгоритм анализа архитектурных памятников
1. Как называется и где
находится памятник?
2. К какому веку относится его создание?
3. Назначение
сооружения?
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей.
6. Какое впечатление он производит?
Слайд 10
Мавзолей Баб Ата (Ыскак баб) (реставрация)
– один
из первых проповедников ислама
в IX-X веках. (Южный Казахстан
Сузакский район)
Слайд 11
Могильная стела у мавзолея Кара-хана город Тараз
Слайд 12
Мавзолей-мечеть Арыстанбаб. Южный Казахстан XII в.
Реконструкция начала
XX в.
Слайд 13
Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.
Слайд 14
Айша-Биби, Джамбульская обл.
XI-XII вв.
Слайд 15
Реконструкция мавзолея
Айша-Биби
Слайд 16
Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.
Слайд 17
Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.
Слайд 18
Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока
Слайд 20
Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Южный портал. XIV-XV вв.
Слайд 21
Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Северный портал. XIV-XV вв.
Слайд 23
Музыка
… если бы вы услышали музыку: - то
задумчивую и печальную – берущую за душу: - то
шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях.
Слайд 24
«О домбра, почему твоя песня грустна?
Грудь твоя забытых
признаний полна,
Лишь рукою коснусь я упругих струн
Зазвучит вековая
боль, Старина…»
Легенда о золотой домбре
Касым Аманжолов
Слайд 25
...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад,
как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший
в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет.
Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.
Слайд 26
Что же касается казахского шертера, то вне всякого
сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов -
щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции.
Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом.
шертер
Слайд 31
Уульдеки. (yiлдек), керней, камыссырнай Асатаяки
Слайд 33
Религия
язычество
Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо);
Умай-ана –
женское божество - покровительница очага и детей;
Йер-Су (Земля-Вода)).
Культ священных гор.
Культ огня.
Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.
Слайд 34
Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии
с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Буддийские
храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах.
Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье.
Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье.
Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов.
Слайд 35
Литература
Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг»
Махмуд Кашгари 11
век «Диуани лугат – ат - тюрк»
Ходжа Ахмед Ясави
12 век «Диуан – и - Хикмет»
Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк»
Абу Насыр аль Фараби 870-950 гг «Энциклопедия наук»,
«О происхождении наук»
Абу Райхан Бируни 973-1050гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии»
Слайд 37
Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни
Слайд 39
Это был период расцвета средневековой культуры,
а впереди еще многие трудные века и годы «…когда
казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.»
Н.А. Назарбаев
«На пороге XXI века»