Слайд 2
Культура Киевской Руси
Архитектура
Киев
Новгород
Владимир
Переславль
Суздаль
Чернигов
Живопись
Мозаика
Письменность
Литература
Книги
Ювелирное искусство
Слайд 3
Киев
Десятинная церковь (989 – 996гг.) – первый известный
каменный храм Киевской Руси.
Князь Владимир выделил на её содержание
1/10 часть своих доходов – отсюда название.
Остатки фундамента Десятинной церкви.
Церковь была разрушена во времена нашествия монголо-татар
Слайд 4
Киев
Софийский собор выстроен при Ярославе Мудром.
Сочетает в
себе византийские и славянские традиции: на основу крестово-купольного храма
были поставлены тринадцать весёлых глав. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества
Внутренний вид Софийского собора
Слайд 5
Киев
Золотые ворота
один из немногих дошедших до нас памятников
древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой
мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает – 9,5 метров. Ширина проезда – 6,4 метра.
Слайд 6
Новгород
Софийский собор
Георгиевский собор и колокольня
Юрьева монастыря
Слайд 7
Юрьев монастырь в Новгороде построен в начале
XII
века, мастером Петром
церковь Спаса на Нередице (1198г)
Слайд 8
Владимир
Церковь Покрова на Нерли.
Церковь построена как памятник
удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в 1164. В
то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе.
Золотые ворота
Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города.
Слайд 9
Владимир
Успенский собор
заложен в 1158 году одновременно с началом
сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160
году.
Дмитровский собор
XII век.
Построен князем Всеволодом, братом Андрея Боголюбского
Слайд 10
Переславль
Спасо-Преображенский собор 1152 – 1157 гг.
Заложен князем Юрием
Долгоруким
В XII—XIII веках в Переславле-Залесском жили и княжили
видные государственные деятели, среди них и Александр Невский. На старейшей площади города недалеко от Спасо-Преображенского собора установлен памятник выдающемуся полководцу. В начале XIV столетия Переславское княжество объединилось с Московским, с тех пор судьба города тесно связана с Москвой.
Слайд 11
Суздаль
Храм святых мучеников
Бориса и Глеба 1152 г.
По
преданию, именно на этом месте полутора веками раньше разбили
стан князья Борис и Глеб, павшие жертвой династической борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Церковью святыми.
Слайд 12
Чернигов
Спасо – Преображенский собор
Самый древний из дошедших до
наших дней в своём былом облике храмов Киевской Руси
находится не в Киеве, а в Чернигове.
Заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строили константинопольские мастера.
Слайд 13
Живопись
Самыми древними являются два изображения св. Георгия: одно
в рост (Третьяковская галерея), другое «полуфигурное» (Успенский собор в
Московском Кремле). Первая икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, заложенного в 1019 году и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству III Новгородской летописи, 29 июня 1140 года, вторая, по-видимому, была привезена в Москву из этого же собора. Изображение Георгия в рост было, несомненно, главной храмовой иконой, принадлежащей к числу "настолпных" образов, в пользу чего говорит ее большой размер (2.30 х 1,42), ни в какой мере не соответствующий форме и масштабу первоначальной алтарной преграды. Могучая фигура святого воина четко выделялась на ныне утраченном золотом фоне. В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч. Из-за плеча виднеется круглый щит, прикрепленный к ремню
Слайд 14
Живопись
Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере
письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая
из них - так называемое "Устюжское благовещение". Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как "Розыск дьяка Висковатого", икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, так как она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130 или 1140 год) и некоторое время спустя. На иконе благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе - со входящим в лоно богоматери младенцем. От руки изображенного в полукружии "Ветхого Деньми" идет прямой луч к лону девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что "непорочное зачатие" произошло по воле Всевышнего
Слайд 15
Семья Ярослава мудрого
Фреска в соборе святой Софии
в Киеве
Слайд 16
Мозаика
Изображение или узор, выполненный из однородных или различных
по материалу частиц – цветного непрозрачного стекла, выдутого в
виде кубиков или пластинок, керамической плитки и других называется мозаикой; один из видов монументального искусств.
Святой Георгий
Оранта из Софийского собора в Киеве
«Пока стоит Оранта, будет стоять Киев!»
Слайд 17
Письменность на Руси
Берестяная грамота. Письмо сборщика налогов XI
век.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах
являются тек называемые берестяные грамоты.
В 1951 г. Во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами.
С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том. Что в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах Руси люди любили и умели писать друг другу.
Слайд 18
Литература
Нестор Летописец
Начало Лаврентьевской летописи с заставкой и словами
Се повести временных лет.
Летописи – это средоточие истории Древней
Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом.
Летописи, по наблюдениям учёных появились на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X века.
«Летопись Временных лет» составлена в первом десятилетии XII века.
Слайд 19
Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы —
памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и
Глеба — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст памятника содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст памятника содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст памятника содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е годы Нестором Летописцем Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е годы Нестором Летописцем было составлено «Чтение о Борисе и Глебе Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е годы Нестором Летописцем было составлено «Чтение о Борисе и Глебе» и на основе его и летописной повести после 1115 года был написан текст Сказания, изначально включавшего в себя рассказы о чудесах.
Слайд 20
«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира
Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник
XI» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XI-XII веков» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Светославовичу.
С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов
Слайд 21
"Моление Даниила Заточника",
"Моление Даниила Заточника",
памятник древнерусской литературы 13
в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу
Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля "Моления..." характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и других литературных сочинений с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства. По-видимому, "Моление..." написано на основе "Слова Даниила Заточника" (12 в.), однако вопросы хронологического и литературного соотношения обоих текстов, как и вопрос об их авторстве, не решены наукой.
Слайд 22
Литература
Слово о полку Игореве
Рукопись "Слова" была обнаружена в
Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых
коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744 -1817гг). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован
Слайд 23
Литература
Русская правда XI в.
Стремясь установить порядок и законность
в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввёл
в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается ещё в договорах Руси с Византией.
Слайд 24
Книги древней Руси
В Древней Руси и Московском государстве
переплётом для книг служили деревянные доски - крышки. Доски
обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и сложные многофигурные композиции. Например, переплётчики Московского Печатного двора ставили свой "фирменный знак" - клеймо с изображением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тисненные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки - "жуковины". Кроме того, переплёт иногда украшали "наугольниками" и "средником" - металлическими пластинами в центре и на углах досок На них чаще всего изображались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже - серебряные застежки, или шпеньки, на которые накидывались ремённые петли.
Слайд 25
Книги древней Руси
Главным орнаментальным украшением средневековой рукописной книги
была, как правило, заставка. На протяжении XII-XIX вв. русские
книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) орнаментальных стилей.
Древнейшим из них был старо-византийский стиль, который главенствовал в XI-XIII вв.: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность форм
Слайд 26
Ювелирные техники
Золотые колты XII века с изображением
Вил русалок
и богини весны
Золотые колты, изготовленные в технике перегородчатой эмали
XII в. Работа древнерусских мастеров. Найдена в г. Киеве
Слайд 27
Ювелирные техники
Браслет с изображением фантастических животных
Другой
излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению
некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей.