Слайд 2
Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его
собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом –
абсолютным божеством.
Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
Античный человек
Слайд 3
Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир
обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было
Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.
Слайд 4
Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд
на человека.
Человек в этой системе ценностей перестает быть
центром мироздания, «мерой всех вещей».
Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
Слайд 5
Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един
и уникален)
теоцентризм
(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира
Богом из ничто)
дуализм (двумирность).
Слайд 6
Мир в сознании средневекового человека делится на видимый,
реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
Так
и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
Слайд 7
Мироздание Средневековья
представало теперь не в виде гармонично устроенного
космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим
началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».
Слайд 8
Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского
храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая
горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
Слайд 9
Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности
человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший
смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.
Слайд 10
Средневековье вообще часто называют
"временем контрастов".
Слайд 11
В самом человеке противоречивые чувства
постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении
и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.
Слайд 12
Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных
понятий, а не наоборот.
Слайд 13
Но любой человек, даже святой - грешен.
И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит
свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.
Слайд 14
В средневековье атеистов не было
Искренняя, "наивная" вера людей
приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих
проявлениях.
Слайд 15
Контрастность мышления средневекового человека проявлялась
и в большом внимании, уделяемым дьяволу.
Слайд 16
Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному
Творцу.
Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен,
очень близок и страшен.
Слайд 17
В целом восприятие действительности в Средние
века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический
смысл.
Слайд 18
Иерархия ценностей
Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого
крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле
(первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
Слайд 19
В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости:
пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и
славно.
Слайд 20
Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в
недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
С другой
стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
"Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен
Слайд 21
Церковь
Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное
- Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых
людей и мощно влияющий на умы.
Слайд 22
Социум
В головах людей существовал некий "правильный миропорядок",
идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как
искажение истины.
Слайд 23
В обществе, как во Вселенной, есть раз и
навсегда заведенный порядок.
Военное сословие должно всех защищать,
духовное
молиться, податное работать.
Слайд 24
Самые яркие черты средневекового человека - его телесность
и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что
окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.
Слайд 25
Время историческое и время бытовое для средневекового человека
- это разные категории времени, можно сказать, это два
разных времени.
Слайд 26
Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но
имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий
финиш - Конец Света и Страшный Суд.
Слайд 27
Бытовое время остается цикличным в соответствии
с постоянством сельскохозяйственных сезонов.
Слайд 28
ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Предрассудки
Слайд 30
ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Уровни христианства
в средние века:
1.
2.