Слайд 2
Исторические условия и сложный пёстрый этнический состав населения
определили многообразие интонационного строя, жанров и форм Византийской музыки.
Истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, возможно, к позднегречнскому и римскому мелосу. Последнее определялось выдающимся культурно-художественным значением вошедших в состав Византийской империи эллинистических центров - Александрии, Антиохии, Эфеса. С 4 в. в В. м. широко проникают элементы сирийской песенности, с 8 в. - славянских муз.-песенных культур (болгарская, русская, сербская, хорватская), с 9 в.- арабского искусства (Багдад).
Слайд 3
В литературных источниках имеются упоминания о странствующих
певцах-музыкантах - гистрионах и мимах, искусство которых в нотных
памятниках не сохранилось. При императорском дворе исполнялась светская музыка: аккламации - приветственные возгласы и славословия, распевавшиеся певцами на стихотворные тексты, хор. (антифонные) полихронии (многолетия), сочинённые для торжеств. выходов императора на ипподроме (в цирке), на пиршествах и приёмах; ритуально-праздничные аккламации, составлявшие часть придворной литургической службы - т.н. эвфемии с орнаментально изукрашенной мелодикой и инструментальными интермедиями; музыка инструментальных ансамблей (трубачей, цимбалистов) и своего рода концертирование на гидравлосе, позже - пневматическом органе.
Слайд 4
В IV веке с принятием и развитием христианства
основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения.
Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения
Слайд 5
В V – VI веке широкое распространение в
византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари,
кондаки, каноны, позже - стихиры.
Слайд 6
Развитие византийской гимнографии в VI-VIII веках связано с
деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея
Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.
С IX века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя.
В XIV-XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне.
Слайд 7
песня - посвящена императору Феофилу, так как записана
в его время - IXв.
Феофил (813 — 20 января
842) — второй византийский император (829—842) из Аморийской династии.
Феофил был сыном императора Михаила II и его первой супруги Феклы; его крестным отцом был император Лев Армянин. С 821г. Феофил был соправителем вместе с отцом, а после смерти последнего, в 829, стал единоличным императором.
Песня снабжена прекрасным видеорядом из рисунков и гравюр, посвященных этому императору.
Слайд 8
Следующая песня - Хв. Соответственно, посвящена императору Никифору
II Фоке.
Никифор II Фока - (ок. 912—969) — военачальник,
затем византийский император (963—969)
Прилагается отличный видеоряд, посвященный этому императору.
Слайд 9
Песня византийских солдат.
Отличная музыка; видеоряд, посвященный
сражениям имперских войск.
Датируется примерно - IX-XIвв.
Слайд 10
Еще одна прекрасная песня IXв. Посвящена императору Василию
I Македонянину.
Василий I Македонянин- (ок. 811 — 29 августа
886) — византийский император (867—886), основатель Македонской династии.
Слайд 11
Песня, родом из средневековой Каппадокии, времен Византийской империи.
Примерно - X-XIIвв.
Интересная песня, видеоряд посвящен красотам и
древним постройкам области.
Слайд 12
Песня, примерно VIII-Xвв.
Видеоряд посвящен Византийской Империи.