Слайд 2
Наука
В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской
монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания
науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.
После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.
Слайд 3
Гелазий Добнер
Одним из наиболее ранних ученых такого рода
был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка.
Сын ремесленника, он закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных
Слайд 5
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Чехии берет свое начало
еще с палеолита. Славянское изобразительное искусство представлено древнеславянская керамикой,
остатками славянских городищ с бревенчатыми укреплениями, ювелирными изделиями из серебра, золота и бронзы. Принятие католичества привело к развитию романского стиля в архитектуре. Рост городов повлиял на появление каменных домов и укреплений, расцвет готического искусства, во время которого был построен красивейший Карлов мост в Праге. Феодальный период вызвал дальнейшее увеличение и расширение городов, архитектуры в стиле ренессанса, барокко, а затем и рококо, которые сменяют готические замки и дома. По архитектуре Чехии можно изучать историю европейской архитектуры. Нередко здания начинали строить в одном стиле, продолжали уже в другом, заканчивали в третьем. - В скульптуре периода барокко выделялись М. Б. Браун и Ф. М. Брокоф (исполненные выразительной пластичности статуи Карлова моста в Праге, конец 17 - начало 18 вв.).
Музыка. Чешская музыкальная культура формировалась на основе развивавшегося с древности народного музыкального творчества. В 17-18 вв. за рубежом работали Я. Д. Зеленка, Б. Черногорский, Я. В. Стамиц, Ф. К. Рихтер и А. Фильц. Основоположник национальной полифонической школы 18 в. - Черногорский. В Праге (её называют "консерваторией Европы") работали крупнейшие мастера, внёсшие вклад в развитие западноевропейского музыкального искусства. Один из создателей жанра симфонии - Ф. В. Мича, оперного жанра - Й. Мысливечеку, мелодрамы - Й. Бенде, скрипичной музыки - Ф. Бенде.
Слайд 7
Ян Амос Коменский (1592 — 1670) родился в
Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев.
Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.
Слайд 8
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.
Одним из важнейших положений Коменского ,на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.
Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.