Слайд 2
РИМ (Roma), столица Италии, административный центр Римской провинции
и области Лацио. На реке Тибр в 28 км
от его впадения в море. Население 2,6 млн человек (2004; с пригородами 3,58 млн человек). Крупный транспортный узел, международные аэропорты Леонардо да Винчи ди Фьюмичино и Чампино, метрополитен. Важный финансовый и промышленный центр страны: машиностроение, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, мебельная, легкая и пищевая промышленность. Художественные ремесла, кинопромышленность. Один из крупнейших в мире центров туризма. В пределах города расположен город-государство Ватикан.
Слайд 3
Культурный центр: университет (осн. в 1303), астрономическая обсерватория,
более 20 институтов и академий, занятых изучением проблем изобразительного
искусства, театра, музыки, кино, Национальный совет научных исследований, Национальный ядерный центр, так называемый Римский клуб — известный во всем мире научно-исследовательский центр, объединяющий крупнейших ученых мира; более 25 библиотек, оперный театр, театр Элизео, Новый театр, «Валле» — старейший из драматических театров (осн. 1727), одна из старейших в мире консерваторий (осн. 1570). Шедевры итальянской живописи и скульптуры собраны в Ватиканских музеях, галерее Боргезе, Капитолийском музее, Латеране, многих церквах и дворцах города. Известны Национальный римский музей, расположенный в термах Диоклетиана (306), Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народных искусств и традиций, Национальный кабинет гравюр, галереи Дориа-Памфили, Колонна, Паллавиччини.
Слайд 5
Амфитеатр Флавиев,
крупнейший из римских амфитеатров.
В 75-80
н. э.
сооружен для гладиаторских боев.
Ныне используется для
театральных и
оперных постановок.
Слайд 6
Лоренцо Бернини. Площадь перед собором Святого Петра. 1657-1663.
Рим. Главное архитектурное творение главы римского барокко.
Слайд 7
Палатинский холм. Форум Романум.
Слайд 8
Римские форумы. Реконструкция.
Слайд 9
Рим. Фасад собора Святого Петра.
Слайд 11
Площадь перед собором Св. Петра.
Слайд 12
Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона.
1648-1651. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов —
Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтат Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна. Папа Иннокентий V, введший дополнительные налоги, чтобы обустроить площадь, получил следующий отклик: «Pane, pane, non fontane!» (Хлеба, хлеба, а не фонтанов!»).
Слайд 13
Фонтан Нептуна на площади Навона.
Слайд 15
Памятник Виктору Эммануилу на Пьяцца Венеция.
Слайд 16
Колонна Траяна. Воздвигнута императором Траяном ок. 114 в
честь победы над даками. Высота колонны 38 м. Ее
ствол представляет собой мраморный цилиндр, водруженный на кубический постамент. Сверху донизу колонна покрыта спиральной лентой с барельефами, рассказывающими в хронологической последовательности о военных походах Траяна против подунайских племен даков. Длина ленты достигает 200 м. Ее основные сюжеты — разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений.
Слайд 17
Вилла Боргезе. Ныне здесь картинная галерея.
Слайд 19
Руины дворца императора Домициана на Палатинском холме.
Слайд 22
Лоренцо Бернини. Фонтан «Тритон» на площади Барберини. 1643.
Среди римских фонтанов считается одним из самых красивых. Статуя
Тритона стоит на раскрытых створках раковины, а она, в свою очередь, опирается на хвосты дельфинов. Между дельфинами архитектор расположил изображения герба семьи Барберини. Эта могущественная в то время семья, главой которой был Папа Римский Урбан VIII (Маффео Барберини), покровительствовала многим итальянским художникам, в том числе и автору фонтана. В центре композиции — Тритон — мифологический персонаж, сын морского бога Посейдона, традиционно изображался как получеловек-полурыба. Его атрибутами считались трезубец и морская раковина, с помощью которой он вызывал морские бури. Таким его и изобразил Бернини — Тритон выдувает через прижатую ко рту раковину мощную струю воды, она взлетает высоко вверх, падает в створки раскрытой раковины и затем стекает вниз, к основанию фонтана. Уникальное движение воды создает впечатление волшебного танца, чьей красотой можно любоваться не меньше, чем гармонией