Слайд 2
государство, созданное в 1299 году тюркскими племенами Османа
I в северо-западной Анатолии.
Осма́нская импе́рия
Османская империя (в
Европе ее традиционно называли Оттоманской империей) – крупнейшее турецкое государство-султанат, наследница мусульманского Арабского халифата и христианской Византии.
Слайд 3
После падения Константинополя в 1453 году Османское государство
стало именоваться империей.
Падение Константинополя явилось важнейшим событием в развитии
турецкой государственности, так как после победы 1453 года Османская империя окончательно закрепилась в Европе, что является важной характеристикой современной Турции
Слайд 4
Османская империя вступила в стадию наивысшего расцвета в
самом конце XV в. при султане Селиме I и его
преемнике Сулеймане Великолепном, которые добились значительного расширения территорий и установили надежное централизованное управление страной. Время правления Сулеймана вошло в историю как «золотой век» Османской империи.
Начиная с первых лет XVI в., империя турок превратилась в самую мощную державу Старого Света. Современники, побывавшие на землях империи, в своих записках и воспоминаниях с восторгом описывали богатство и роскошь этой страны.
Слайд 5
Сулейман Великолепный
Султан Сулейман – легендарный правитель Османской империи.
Во времена его правления (1520–1566 гг.) огромная держава стала еще
больше, города – красивее, дворцы – роскошнее.
В историю Сулейман вошел также под прозвищем Законодатель.
Слайд 6
Став султаном в 25 лет, Сулейман значительно расширил
границы государства, захватив в 1522 г. Родос, в 1534
г. – Месопотамию, в 1541 г. Венгрию.
Сулейман способствовал культурному процветанию страны, при нем во многих городах империи были построены красивые мечети, роскошные дворцы. Знаменитый император был неплохим поэтом, оставив свои сочинения под псевдонимом Мухибби (Влюбленный в Бога»).
Слайд 7
Великий город Истанбул, или Стамбул (ранее Бизанс и
затем Константинополь), являлся сердцем Османской империи, ее гордостью.
Захватив Константинополь
в 1453 г., турки сделали этот старинный город, называвшийся ими «порогом счастья», новым мусульманским центром, возвели несколько величественных мечетей, мавзолеев и медресе, всячески способствовали дальнейшему расцвету столицы. Большинство христианских храмов были переделаны в мечети, в центре города устроен большой восточный базар, вокруг него – караван-сараи, фонтаны, больницы. Исламизация города, начатая султаном Мехмедом II, продолжалась при его преемниках, стремившихся коренным образом изменить бывшую христианскую столицу.
Столица империи
Слайд 8
Для грандиозного строительства требовались рабочие, и султаны всячески
способствовали переселению в столицу и мусульманского, и немусульманского населения.
В городе появляются мусульманские, еврейские, армянские, греческие, персидские кварталы, в которых быстрыми темпами развивались ремесла и торговля. В центре каждого квартала строились церковь, мечеть или синагога. Многонациональный город с уважением относился к любой религии. Правда, позволенная высота дома у мусульман была несколько выше, чем у представителей других вероисповеданий.
Слайд 9
Военная организация империи
Общественный строй Османской империи был полностью
подчинен военной дисциплине. Как только захватывалась новая территория, она
делилась на лены между военными предводителями без права передачи земли по наследству. При таком землепользовании в Турции не появлялся институт дворянства, некому было претендовать на разделение верховной власти.
Каждый мужчина империи был воином и начинал свою службу с простого солдата. Каждый владелец земного надела (тимара) обязан был бросить все мирные дела и вступить в войско при начале войны.
Слайд 10
Приказы султана в точности передавались двум беям одного
берлика, как правило, европейцу и турку, те передавали приказ
управителям районов (санджаков), а те, в свою очередь, доносили сведения до мелких правителей (алийбеев), от которых приказы переходили к вождям небольших военных отрядов и к начальникам группы отрядов (тимарлитам). После получения приказов все собирались на войну, садились на коней и армия молниеносно была готова к новым захватам и битвам.
Дополняли войско наемные отряды и гвардейцы-янычары, набиравшиеся среди пленных юношей из других стран мира. В первые годы существования государства вся территория делилась на санджаки (знамя), во главе которых стоял санджак-бей. Бей был не только управляющим, но и предводителем собственного небольшого войска, состоявшего из родственников. Со временем, превратившись из кочевников в оседлое население империи, турки создали регулярное войско из всадников-сипахов.
Каждый воин-сипах за службу получал земельный надел, за который уплачивал в казну определенный налог и который мог передавать по наследству только тому из преемников, кто поступал на службу в армию.
Слайд 11
За 6 веков существования Османской империи ее могущественная
армия 3 раза менялась коренным образом. На первом этапе
(с XIV по XVI в.) турецкое войско считалось одним из самых боеспособных во всем мире. Его могущество было основано на сильном авторитете султана, поддерживавшемся местными правителями, и на жесточайшей дисциплине.
Слайд 12
Внутреннее устройство империи
Главную роль в экономике огромной империи
играли сельское хозяйство, земледелие и животноводство.
Все земли империи находились
в государственном владении. Воины – командиры сипахов – становились обладателями крупных земельных наделов (зеаметов), на которых работали нанятые крестьяне-райя. Заимы и находившиеся под их руководством тимариоты были основой огромной турецкой армии. Кроме того, в армии служили ополчение и янычары-гвардейцы. Военные школы, в которых воспитывались будущие воины, находились в подчинении монахов суфийского ордена Бекташи.
Слайд 13
Казна государства постоянно пополнялась за счет военной добычи
и налогов, а также в результате развития торговли. Постепенно
в военизированном государстве сложилась чиновничья прослойка, имевшая право на владение земельными участками типа тимаров. Вокруг султана находились близкие ему люди, крупные землевладельцы из числа родственников правителя.
Все руководящие должности в государственном аппарате управления занимали также представители того рода, к которому принадлежал султан; позже именно такое положение дел послужило одной из причин ослабления империи. Султан располагал огромным гаремом, и после его смерти множество наследников претендовало на трон, что вызывало постоянные споры и распри внутри окружения султана.
Слайд 14
Верховным органом государства, полностью подвластным султану, был Высочайший
совет (диван-и-хумайюн), состоявший из визирей. Законодательство империи подчинялось исламскому
праву, шариату и принятому в середине XV в. своду законов. Вся власть подразделялась на три крупные части – военно-административную, финансовую и судебно-религиозную.
Слайд 15
Население империи
По приблизительным подсчетам, все население империи в
период расцвета государства составляло около 22 млн человек.
Мусульмане и немусульмане
– две большие группы в населении Османской империи.
Слайд 16
Мусульмане, в свою очередь, делились на аскеров (всех
военнослужащих и чиновников государства) и райя (дословно – «пасомые»,
сельские жители-земледельцы и простые горожане, а в некоторые периоды истории – и купцы). В отличие от крестьян средневековой Европы райя не были прикреплены к земле и в большинстве случаев могли переселиться на другое место или стать ремесленниками.
Слайд 17
Немусульмане составляли три крупные религиозные части, в которые
входили
православные христиане (рум, или ромеи) – балканские славяне, греки,
православные арабы, грузины;
восточные христиане (эрмени) – армяне; иудеи (яхуди) – караиты, романиоты, сефарды, ашкенази.
Слайд 18
Положение христиан и иудеев, т. е. немусульман, было определено
исламским законом (шариатом), который позволял представителям других народов и
вероисповеданий жить на территории империи, придерживаться своих верований, но обязывал уплачивать подушную подать как подданных, стоявших на ступень ниже, чем все мусульмане.
Все представители иных религий должны были отличаться по внешнему виду, носить другую одежду, воздерживаясь от ярких цветов в ней. Коран запрещал немусульманину жениться на девушке-мусульманке, а на суде в решении любых вопросов и споров приоритет отдавался мусульманам.
Слайд 19
Положение раба в обществе османов было намного лучше,
чем в античном мире. Специальные статьи Корана предписывали оказывать
рабу медицинскую помощь, хорошо его кормить и помогать в старости. За жестокое отношение к рабу мусульманину грозило серьезное наказание.
Особую категорию населения империи составляли рабы (келе), бесправные люди, как и во всем остальном мире рабовладельцев. В Османской империи раб не мог иметь дома, имущества, не имел права на наследство. Заключать брак раб мог только по разрешению хозяина. Рабыня-наложница, родившая ребенка своему господину, становилась свободной после его смерти.
Рабы в Османской империи помогали вести хозяйство, служили сторожами в мавзолеях, медресе и мечетях, евнухами, которые охраняли гарем и своего господина. Женщины-рабыни в большинстве становились наложницами и служанками. В армии и сельском хозяйстве рабы использовались гораздо меньше.
Слайд 20
В конце XIX в. Османская империя превратилась в
страну, зависимую от нескольких государств Западной Европы, диктовавших ей
свои условия развития. В стране образовалось движение младотурок, стремившихся к политической свободе страны и к освобождению от деспотической власти султанов. В результате младотурецкой революции 1908 г. султан Абдул Хамид II, за свою жестокость прозванный Кровавым, был свергнут, а в стране установилась конституционная монархия.
Слайд 21
Последним османским султаном был Мехмед VI Вахидеддин (1918–1922
гг.). После него на престол взошел Абдул-Меджид II, сменивший
титул султана на титул халифа. Эпоха огромной турецкой мусульманской державы закончилась.