Слайд 2
ТЦУ:
Рассмотреть понятия «культура», «материальная культура», «духовная культура», «достижения
культуры».
Создать условия для усвоения понятий о неразрывной связи образа
жизни и достижений культуры.
Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Способствовать воспитанию уважения к культурному, духовному наследию предков, чувства гордости и патриотизма.
Слайд 3
Культура – это достижения в материальной и духовной
жизни людей.
Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие
УНТ и литературы, многообразие традиций.
Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.
Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга.
Слайд 4
Тойнби: "Следующий шаг в социальной эволюции был совершен
в период второго существенного изменения климата. Первый приступ засухи
застал в Евразии человека-охотника. Вторую волну засухи встретил уже оседлый земледелец и скотовод, для которого охота стала второстепенным занятием. В этих обстоятельствах вызов засухи, который проявился с большей силой, породил две, причем совершенно различные, реакции.
Слайд 5
Некоторые из земледельцев решили просто уйти от засухи
и по мере наступления ее передвигались со всем своим
скарбом, скотом, припасами. Им не пришлось кардинальным образом менять свой образ жизни, так как, гонимые засухой, они искали себе новую родину с привычными условиями существования, где они могли бы, как и раньше, сеять, жать, пасти скот на пастбищах.
Слайд 6
Однако их степные братья ответили на вызов другим,
более отважным способом. Эта часть евразийцев, оставив непригодные для
жизни оазисы, также отправилась в путь вместе со своими семьями и скотом. Но они, оказавшись в открытой степи, охваченной засухой, полностью отказались от земледелия, как их предки когда-то полностью отказались от охоты, и стали заниматься скотоводством. Они не пытались уйти из степи, а приспособились к ней.
Слайд 7
Степное общество - это не просто пастухи и
стада. Среди домашних животных есть и такие, функции которых
существенно отличаются от функции стада парнокопытных - кормить и одевать кочевников. Эти животные - собаки, верблюды, лошади - помогают кочевнику выжить и нужны ему не менее, чем стада.
Собака, верблюд и лошадь, функции которых куда более сложны, требуют не только приручения, но и обучения. Нужно сделать из них помощников человека. Это замечательное достижение номадизма помогло кочевникам не только выжить в степи, но и создать совершенно необычный образ жизни, самобытную культуру.
Слайд 8
Территория Казахстана была катализатором, мостом, соединявшим различные цивилизации,
культуры, народы. Здесь развивалась как оседлая, так и кочевая
цивилизация. Здесь происходило взаимовлияние тюркской, иранской, славянской, китайской, монгольской культур. Казахская духовность изначально синкретична. Все это с древности предопределило полиэтничность и многоконфессиональность историко-культурного ареала, И сегодня наша страна не утратила своей уникальности, определяемой этими факторами.
Слайд 9
На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая
пластика из камня, кости, керамики, металла, посуда из дерева
и кожи, получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка. Развивалось художественное литье из олова и бронзы.
Слайд 10
Юрта – уникальное изобретение кочевников.
Слайд 11
Орнаментальное мастерство проявилось в кузнечном деле. Бытовало художественное
плетение из чия. С древнейших времен в Казахстане известна
вышивка. Узор в вышивке создается разноцветными нитями, а также бисером, стеклярусом, жемчугом, драгоценными камнями на тканях, коже, войлоке и других материалах. Установлены четыре вида вышивки: тамбурный шов — быз кесте, гладь — баста, двухрядовая — албыр кесте, канва — кенебе. Из них наиболее широко применяется тамбурный шов, осуществляемый крючком или специальной иглой /14/.