Слайд 2
Особенности философии эпохи Возрождения
БАЗОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ренессанс, антропоцентризм, гелиоцентрическая
система, гуманизм, пантеизм, деизм, титаны Возрождения.
ПЕРСОНАЛИИ:
Томмазо Кампанелла, Томас
Мор, Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Николай Кузанский, Николай Коперник, Лоренцо Валла, Мишель Монтень.
Хронологические рамки: конец XIV (начало XV) - XVI век.
Слайд 3
Социально-культурная характеристика эпохи
Эпоха Возрождения - переходный период от
средневековой культуры к новоевропейской, от феодального уклада жизни –
к капиталистическому.
Это эпоха развития городов и торговли, изобретения книгопечатания и компаса, первых кругосветных путешествий и открытия Нового света.
В то же время это эпоха политических и религиозных войн, падения нравов и деятельности Инквизиции.
Слайд 4
Отличительные черты
Ренессанса
Антропоцентризм.
Гуманизм.
Пантеизм.
Антисхоластика (движение в пользу религиозных реформ
– Я. Гус, М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер).
Культ
светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям.
Светский дух религии с тенденцией к язычеству (!!!)
Слайд 5
Отличительные черты Ренессанса (продолжение)
Индивидуализм (в центр своего мировоззрения
деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность).
Максимальный интерес к телесному
началу.
Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, ОН ТВОРИТ.
Особенное внимание к древности: античная греко-римская культура стала предметом внимательного изучения и подражания.
Чрезвычайный вкус к искусствам (!!!).
Слайд 6
Антропоцентризм философии Возрождения
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична:
в
центр мироздания поставлен человек («антропос»), он же является главной
темой философских размышлений большинства философов.
Такой сдвиг (с теоцентризма на антропоцентризм) стал возможен в ходе переосмысления господствующей до этого концепции человека.
Человек оказывается как объектом философского внимания, так и центральным звеном космического бытия.
Концепция человека эпохи Возрождения в основе своей является по-прежнему христианской: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОГА.
Однако если средневековая философия подчеркивает греховность, несовершенство человека, то эпоха Возрождения делает акцент на БОГОПОДОБИИ человека.
Слайд 7
Периодизация эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения условна делится
на 5
этапов:
Проторенессанс (вторая половина XIII - начало XV вв.).
Раннее Возрождение
(XV в.).
Высокое Возрождение (первые 20 лет XVI в.)
Позднее Возрождение (30-ые – 90-ые годы XVI в.).
Северное Возрождение.
Слайд 8
Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство
души и тела, то не нужно бороться с его
телесной природной стороной и преодолевать греховную природу (антиаскетичный подход к человеку).
Философия античного эпикуреизма.
Гуманисты провозглашали равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию.
Слайд 9
Пантеизм
Основная философская система эпохи Возрождения; философское учение, исходящее
из тождества (равенства) Бога и природы («пан» – всё,
«теос» – Бог: «всё есть Бог»).
представляет Бога и природу как единое целое.
В пантеизме Бог находится внутри мира, а не вне его, как это представляли в средневековой философии.
большинство выдающихся философов эпохи Возрождения разделяли идеи пантеизма.
Слайд 10
Образ философской мысли эпохи Возрождения
Термин «Возрождение» был введен
живописцем и архитектором XVI в. Джорджо Вазари (1511 –
1574).
В книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он характеризует словом «rinascita» (в переводе с итал. «возрождение») состояние современного ему искусства.
Широкое распространение в качестве названия целой эпохи французский термин «renessance» получил в начале ХІХ в.
В общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») эпохи античности.
Слайд 11
Образ философской мысли Возрождения
В центре философии Возрождения находится
человек, творческая мощь которого – основа для мотивов богоборчества.
От
теизма и теоцентризма философия Возрождения движется в сторону пантеизма и даже атеизма.
Только в эпоху гуманизма источником творчества становится сам человек, его активность и индивидуальность.
смещение акцента в культуре и философии с Бога на Человека.
Слайд 12
Данте Алигьери
(1265 - 1321)
итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический
деятель;
заложил основы нового гуманистического учения о человеке;
выступал против
светской власти Церкви и феодальных привилегий;
Основные произведения:
«Божественная комедия»,
трактаты «Пир», и «Монархия»;
поэма «Новая жизнь» (посвящение Беатриче)
Слайд 14
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304–1374)
итальянский поэт, «первый гуманист»;
создатель новой европейской
лирики;
«Великий Влюбленный»; «На жизнь мадонны Лауры» (263 сонета); «На
смерть мадонны Лауры» (103 сонета);
в философе желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных;
проблемы онтологии на втором плане, на первом – человек и его жизнь.
Цитата:
«…на что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам…
небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое.
Слайд 15
Ф. Петрарка
и Лаура
Лаура, рисунок
XV века
Слайд 16
Лоренцо Валла (1407–1457)
Один из основоположников научной критики текстов,
использования филологического метода понимания священных книг.
Восхваляет эпикуреизм и
его идеи.
Выразил сожаление, что у человека только 5, а не 50 или 500 чувств.
В книге «О наслаждении» (1431 г.) : цитата
«Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!».
Слайд 17
Натурфилософия Н. Кузанского
Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи
Возрождения.
В философии природы он обосновывал три положения:
1) Бог
содержит в себе все вещи, т.е. всю природу,
2) Бог во всех вещах, т.е. во всей природе,
3) Бог, как единство всех вещей, проявляет себя
во множественности этих вещей.
ВЫВОД:
1. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.
2. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром.
Слайд 18
Николай Коперник
(1473 – 1543)
Польский астроном, математик, механик эпохи
Возрождения;
Автор гелиоцентрической системы, положившей начало первой научной революции (пришла
на место геоцентрической системе).
человек вовсе не находится в центре сотворенного мира — он лишь одно из живых существ, обитающее на одной из планет, т. е. такое же рядовое явление природы, как и любое животное или растение.
Таким образом, открытие Коперника обогатило гуманизм новыми идеями.
Слайд 20
Джордано Бруно (1548 – 1630)
«философ и еретик»
итальянский
монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
звёзды - это
далёкие солнца;
существуют неизвестные планеты в пределах Солнечной системы;
во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных Солнцу.
активно пропагандировал учение Коперника, согласно которому Солнце является центром планетарной системы.
Слайд 21
Учение Д. Бруно.
Гелиоцентризм
1. Нельзя представлять Бога как
что-то изолированное от мира.
2. Бог везде и во
всем, он есть мировое поле.
Из этого следует, что:
движение содержится в самом мире.
пантеизм Д. Бруно (отождествление Бога с природой) стал теоретической основой его гуманизма – возвеличивания личности.
Слайд 22
«Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор,
чем я его выслушиваю…»
(Д. Бруно)
Светский суд вынес вердикт,
согласно которому 17 февраля 1600 г. непоколебимого ученого сожгли на площади Цветов.
Три века спустя на этом месте был воздвигнут памятник с надписью «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел» на том месте, где был зажжен костер.
Слайд 23
Социально-политические идеи эпохи Возрождения
Социально-политические идеи эпохи Возрождения представлены
в трудах таких представителей, как:
Никколо Макиавелли,
Томас Мор
и
Томазо Кампанелла.
Слайд 24
Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
итальянский политический мыслитель и
государственный деятель.
Считал политику основой жизни общества.
Мораль подчинена целям
политики.
в мире людей всегда одинаково много добра и зла.
Для достижения политических целей считал допустимыми любые средства ("макиавеллизм").
Прославленный трактат «Государь» (1532 г., опубликован после смерти).
Слайд 25
Цитаты:
«Цель оправдывает средства» - часто приписывается Макиавелли, но,
согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу
(1588-1679) и Игнатию Лойоле.
«Если уж и бить, то так, чтобы не страшиться мести».
Государь может нарушать своё честное слово по мере надобности.
Выгоднее для государя, когда его боятся, чем когда его любят. Ибо люди по своей природе неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечёт нажива.
Слайд 26
Т. Мор (1478 – 1535)
Английский мыслитель, философ, писатель-гуманист.
В книге «Утопия» («идеальная страна») (1516 г.) изобразил наилучшее
устройство государства, где нет частной собственности, все граждане трудятся и разумно отдыхают.
Все основные идеи «Утопии» так или иначе сводятся к двум темам: критике современного автору европейского общества и описанию идеального государства на острове Утопия. Это в основном соответствует разделению всего сочинения на две книги.
Слайд 27
Утопия. Основные акценты в содержании:
Утопия («идеальная страна») — своеобразная
федерация из 54 городов.
Должностные лица в Утопии выборные.
Для войны
используются наёмники, но сами жители постоянно упражняются в военных науках.
В этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения).
Споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве
Слайд 28
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639)
представитель утопического социализма
Итальянский философ,
писатель.
утверждает, что телесная красота есть божий дар для добрых
людей и, наоборот, телесное несовершенство – предостерегающий знак Бога: это злой человек.
«Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну — «Город Солнца» (в переводе с лат.)
Книга написана в 1601 – 1602 гг.
Слайд 29
Т. Кампанелла. Выдержки из трактата:
В книге «Город Солнца»
дал описание общественного устройства на принципах утопического социализма.
Главой государства
народ избирает выдающегося по знания человека.
Все граждане трудятся минимум 4 часа в день.
Все продукты распределяются по потребностям.
Образование для всех обязательное и бесплатное.
Слайд 30
Цитаты из «Города Солнца»
«подвергаются смертной казни те, которые
из желания быть красивой начали бы румянить лицо, или
стали бы носить обувь на высоких каблуках» .
«Ежели какая-нибудь женщина не понесёт от одного мужчины, её сочетают с другим;
если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование».
Слайд 31
Сравнение основных принципов философии средневековья и Возрождения
Слайд 32
Вопросы к семинару:
Характерные черты философии Ренессанса и ее
роль в развитии европейской философской традиции.
Гуманизм философской мысли Возрождения.
Натурфилософские идеи Возрождения.
Социально-политическая мысль Возрождения (идеи Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли).