Слайд 2
Первая библиотека древней Руси
Древнерусские книжники
Древнерусская рукописная книга
План
Слайд 3
В «Повести временных лет» сохранились строки о создании
первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром.
Первая библиотека древней
Руси
Слайд 4
В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у
того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой
Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».
Слайд 5
Вложенная презентация с изображениями Золотых ворот в Киеве.
Слайд 6
Вложенная презентация с изображениями Софийского собора
Слайд 7
Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести
лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не
говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого
При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Дополнительные сведения
Слайд 8
Легендарная сокровищница книг и документов (предполагаемый объем -
тысяча томов) упоминается лишь единожды, в «Повести временных лет»,
датированной 1037 годом. Книги, впрочем, в ту пору имели не только духовную, но и материальную ценность. Их переплеты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов.
Есть свидетельства: часть драгоценной библиотеки отца увезла как приданое в 1048 году младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. Но основные «фонды» остались дома. В ту пору Киев часто пылал пожарами, подвергался набегам и разграблениям: то половцы здесь бесчинствовали, то соседи-князья. В 1240 году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека окончательно исчезла из поля зрения.
Семь веков кряду потомки пытались ее искать - то на территории Святой Софии Киевской, то в Киево-Печерской лавре, то в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.
Слайд 9
Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при
новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.
Помещение бывшей
библиотеки Софийского собора Новгород
Слайд 10
Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с
христианством, и как были благодарны людям, давшим им это
сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава:
Слайд 11
«Подобно тому, как если бы кто распахал
землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и
есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».
Слайд 12
Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные
и образованные люди.
Древнерусские книжники
Слайд 13
Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием.
Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое
свободное время такой переписке.
Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942)
Слайд 14
Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский
монастырь.
Слайд 15
С появлением на Руси писчей бумаги в конце
XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг
была скопирована.
Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов
Слайд 16
Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее,
чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте
выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.
Слайд 17
Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь
называются скрипториями.
Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в
музее Кижи
Слайд 18
И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые
находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории,
в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.
Слайд 19
Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед
и хорош сахар, но того и другого добрее книжный
разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.
Слайд 20
Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец —
автор первой истории русского государства – Повести временных лет.
Слайд 21
Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции
по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок.
Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, — археографами.
Слайд 22
Печатать книги на Руси начали немногим более четырех
веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве
в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад.
Древнерусская рукописная книга
Слайд 23
Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения
церковной службы в православном храме обязательно требовались книги.
Келья монаха
- переписчика книг
Слайд 24
Поначалу книги привозились из православных стран — Византии
и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси.
В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг.
Слайд 25
При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки
и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг,
которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек.
Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.
Слайд 26
Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики,
но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие
вокруг события, писали свои сочинения.
Слайд 27
В монастырях зародилось и русское летописание.
Новоскольцев А.Н. Летописец
Слайд 28
Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и
церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг.
Российская Национальная
библиотека, зал редких книг
Слайд 29
Но большинство из них, к сожалению, не сохранились.
Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на
Русь и по разным причинам — в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.
Слайд 30
В Древней Руси огромное количество книг погибло в
пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В
лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах.
Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.
Слайд 31
Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях
и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы
ученым было легче искать ее и ссылаться на нее.
Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
Слайд 32
От XI века, когда жили великие князья Владимир
Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух
десятков книг. Среди дошедших до нас книг — Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.
Остромирово Евангелие 1056-1057
Слайд 33
Всего от XI — XIII веков до нашего
времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них —
книги для совершения церковных служб.
Слайд 34
Почти все они написаны не на бумаге, а
на пергамене (пергамен, или пергамент — это специально выделанная
для письма телячья кожа).
Слайд 35
На книгах часто делались записи и пометки, по
которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца
книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.
Изборник Святослава 1073 г.