Слайд 2
Рекомендуемая литература:
Основная:
История политических и правовых учений. Под ред.
В.С. Нерсесянца. М., 2005.
История политических и правовых учений.
Под ред. О.Э. Лейста. СПб., 1999.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2004.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и РУСЬ. М., 1992.
Компанелла Т. Город Солнца. М, 1954.
Осиновский И.Н. Томас Мор. М., мысль. 1985.
Баргош Ю. Фома Аквинский. М., 1986.
Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М., Высшая школа. 1980. С. 123-140.
Слайд 3
Рекомендуемая литература:
Козлихин И.Ю. политическое учение Николо Макиавелли// Правоведение.
№4. 1996. С. 152-161.
Кондратьев С.В. Юристы общего права предреволюционной
Англии о происхождении государства и права//Правоведение. №6. 1995. С. 68.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
Нерсесянц В.С. Из истории политической и правовой мысли. Гегель. М., 1979.
Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. Л., 1984.
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Савонарола. Библиографические очерки. М., 1995.
Темнов Е.И. Макиавелли – политический писатель. Вступит. Ст. в кн.: 107.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
Слайд 4
1. Государственно-правовые идеи Марсилия Падуанского
(между 1275 и 1280
- ок. 1343) - итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки
бюргерства. Род. в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию - в Париже. Автор трактата "Защитник мира" ("Defensor pacis", 1324, опубл. 1522; пер. на нем., В., 1958), в к-ром одним из первых в ср. века выдвинул идею возникновения гос-ва в результате общественного договора.
Слайд 5
Выступив против притязаний папства на светскую власть, утверждал,
что светская власть выше духовной. Наилучшей формой гос-ва считал
монархию (с раздельной законодат. и исполнит. властью), государь к-рой, ограниченный учреждением сословного характера, избирается народом и может быть лишен им власти.
Слайд 6
Марсилия можно считать основоположником популизма, поскольку он считал,
что у каждого индивидуума имеются свои собственные интересы и
каждый действует в соответствии со своей природой, поэтому номинально все равны.
Слайд 7
Марсилий считал, что народ должен избирать священников, а
поскольку король представляет народ, то он и должен был
избирать папу римского.
Слайд 8
Никколо́ Макиаве́лли (итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция —
21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, писатель, политический
деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).
Вопрос 2. Политико-правовые идеи Н.Макиавелли
Слайд 9
Макиавелли впервые рассматривает проблемы государственного управления вне этических
и религиозных факторов.
для Макиавелли государство – новая политическая
реальность, республика или княжество, большое, независимое, централизованное, национальное государство, учрежденное на «стояние» на «постоянном месте (statio) – определенной территории. Макиавелли вводит новый термин для обозначения этой реальности – «statio» (государство). Возглавлять его должен принцепс – «первый, кто захватил политическую власть». (от лат. primus – первый + capere – захват).
Слайд 10
Трактат «Государь»
Основная проблема: «какими способами государи могут управлять
государствами и удерживать власть над ними»
Основной власти являются хорошие
законы и хорошее войско
Для сохранения власти в исключительном случае государь может идти на все: на обман, на не справедливость, на жестокость
Управление должно быть благоразумным, завоевывающим расположение народа
Слайд 11
Цитаты Макиавелли
Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить
к выгоде вашего противника.
В наши времена уже очевидно,
что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Слайд 12
Вопрос 3. Политико-правовые идеи деятелей Реформации
Жан Кальвин
Жан Кальви́н
(фр. Jean Calvin, среднефр. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; (10 июля
1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
Слайд 13
Мартин Лютер
Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther [ˈmaʁtin ˈlʊtɐ]; 10
ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) —
христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Слайд 14
1. Реформация на основании канонических источников устанавливает связь
между христианством и демократией.
2. Деятельность почти всех реформаторов сопровождалась
бурными народными восстаниями с идеологией, приближающейся не только к демократической, но и к коммунистической: крестьяне и плебеи боролись еще и за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.
3. Протестанты и реформаторы выступали за разграничение церкви и государства, что усилило самостоятельность светских государей.
Слайд 15
4. Дж. Уиклиф и Мартин Лютер весьма далеки
были от демократических воззрений. Они наставляли подданных быть покорными
монархам, не восставать против власти и сносить ее несправедливость.
5. Последователи Яна Гуса вполне отчетливо сформулировали принцип народовластия, два основных понятия, на которых строилась современная демократия и доктрина либерализма – понятия свободы и равенства.
Слайд 16
6. Принципы естественного права, свободы и формально-правового равенства,
лежащие в основе ценностной структуры западно-европейской правовой культуры, обозначены
Мартином Лютером. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. Власть в границах мирских отношений должна руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом.
7. Согласно протестантам в христианском государстве государственная власть должна строиться на договоре, как это было в Библии. Для учреждения царской власти необходимо, чтобы стороной в договоре был также и монарх. Учреждение царства подобно солидарному обязательству, как оно было известно римскому праву.
Слайд 17
Корни юридического мировоззрения западных народов:
Во-первых, это развитие
личного начала – синтез древнегреческого представления о человеке как
о «микрокосме» с протестантским убеждением об отсутствии посредников между человеком и Богом, о равенстве всех перед Богом. Протестантизм провозгласил принцип свободы от государства в качестве истины и аксиомы естественного права.
Во-вторых, это разведение религиозно-нравственных и правовых идеалов, что вызвало впоследствии жесткое разведение морали и права. Провозглашение принципа «свободы совести от государственного вмешательства».
В-третьих, вера в то, что возможно построение такой государственной формы, в рамках которой смогло бы существовать истинное христианское общество – теократия. Отсюда ориентация в Новое время на то, что на основе разума, рационального мышления, достижений общественных и естественных наук возможно построение некоего идеального государства, именуемого в конечном счете правовым.
Слайд 18
В.4. Учение о суверенитете
Жана Бодена
Жан Боде́н (фр. Jean
Bodin) (1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — французский
политик, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Автор теории «государственного суверенитета».
Слайд 19
1) Суверенитет един и неделим - он не
может быть разделен между королем и народом , несколькими
различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими.
2) Суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
3) Суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.
4) Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам , но не религиозным догмам.
5) Суверенитет может принадлежать либо одному человеку , либо меньшинству населения страны , либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.
Суверенитет обладает по Бодену
пятью свойствами :
Слайд 20
Вопрос 5.
Утопические концепции Т.Мора и Т.Кампанеллы
Томас Мор (англ.
Thomas More, 7 февраля 1478 — 6 июля 1535) — английский
гуманист, государственный деятель, правовед, писатель, автор слова «утопия»; святой Римско-католической церкви.
Слайд 21
Предшественники марксизма:
Томас Мор:
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь
и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом
острове Утопия»
Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты.
Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
Должностные лица в Утопии выборные. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
Утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
Труд обязателен для всех.
Слайд 22
Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя
Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая
1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Слайд 23
Предшественники марксизма:
Томмазо Кампанелла:
«Город Солнца»
Население этого города-государства ведет «философскую
жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не
исключая и жен.
С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.
Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан.
В городе Солнца спариванием мужчин и женщин заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.