Слайд 2
Русская культура на пороге нового времени, XVII век.
Обмирщение
русской культуры
Слайд 3
План
Факторы развития русской культуры Факторы развития русской культуры
XVII Факторы развития русской культуры XVII в.
Школа и просвещение
Научные
знания
Общественная мысль и публицистика
Литература
Зодчество
Живопись
Рефлексия
Домашнее задание
Слайд 4
ЗАДАНИЕ
Докажите или опровергните мысль о том, что, культура
России в XVII веке – культура нового времени.
Слайд 5
Факторы развития русской культуры XVII в
Иностранная интервенция;
Смена династии;
Крестьянские
войны и городские восстания;
Образование всероссийского рынка, разрушившего патриархальную изолированность
областей;
Формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства;
Слайд 6
Юридическое закрепощение крестьян и посадских жите-лей, осуществленное в
инте-ресах главной опоры абсолю-тизма - дворянства;
Консолидация сословий и возрастание
государственной регламентации общественной жизни;
Никонианская реформа цер-кви и вызванное ею широкое движение протеста (раскол);
Значительное расширение связей со странами Западной Европы,
- все это меняло образ жиз-ни, традиционное обществен-ное мировоззрение и вызы-вало весьма существенные перемены в историко- культурном процессе.
Слайд 8
Заполнить таблицу:
«Школа и просвещение»
Слайд 9
Для домашнего обучения:
Одним из основных методов педагогики признавались
телесные наказания(«розга», «сокрушение ребер», «жезл»)
Пособия по домашнему воспитанию и
обучению «Гражданство обычаев детских»
Книги религиозного содержания(катехизис, однако появилась и специальная литература)
Буквари (Василия Бурцева - 1663, Симеона Полоцкого -1679)
Азбуковники(словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, склонениях и падежах, философские понятия, географические и исторические материалы)
Рост уровня грамотности:
Помещики – 65%
Купечество – 96%
Посадские люди около 40%
Крестьяне – 15%
Стрельцы, пушкари, казаки -1%
Слайд 10
Средние школы
В XVII в . В Москве появились
средние школы, где кроме грамоты, Библии изучались иностранные языки
и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования
1621 – лютеранская школа в Немец-кой слободе (изучение иностранных языков)
1640- е – частная школа боярина Ф.Ртищева для молодых дворян (учили греческому, латыни, риторике, философии)
1650- е – школа в кремлевском Чудо-вом монастыре на средства патриар-шего двора.
1664 – государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел
Слайд 11
Высшее учебное заведение
1687 г. –в Заиконоспасском монастыре в
Москве открыто первое в России высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская
академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Первые учителя –братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии
Социальный состав: представители всех сословий от сыновей конюха и кабального человека до князей древнейших российских родов
Национальный состав: русские, украинцы, белорусы, крещенные татары, молдаване, грузины, греки
Таким образом, просвещение выросло вширь и вглубь, но оставалось, в основном духовным, средневековым по типу.
Слайд 12
Заполнить таблицу:
«Научные знания»
Слайд 13
Деталь фрески с изображением семьи гостя
Никитина в
церкви св. Троицы в Москве.
Научные знания
В XVII в.
научное знание в России сохраняло преимущественно практический, прикладной характер
Интенсификация торговли вызвала возрастание потребности в прикладной математике:
рукописные учебники (например – «Ци-фирная счетная мудрость»), используе-мые как самоучитель.
Печатные книги, приближенные к торго-вой практике(«Считание удобное, кото-рым всякий человек, купующий или про-дающий зело удобно изыскати может число всякие вещи»)
Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах, в строительстве: «Книга сошного письма»
Слайд 14
Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко
применялись в XVII в.
Строительство: водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты,
винтовые деревянные домкраты.
Плавильные мануфактуры: мельничные водяные колеса, молоты, сверлильные станки, циркулярная механическая пила, подъемные механизмы.
Пособие, обобщавшее практический опыт в этих вопросах и теорию по физике, химии, механике и другим наукам: рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620 г. )
Слайд 15
В русской медицине в XVII в. произошли
значительные изменения.
Основу государственной медицины заложили первые аптеки и больницы.
В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта «Школа русских лекарей». Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Европы (С.Кириллов, П.Постников)
Продолжало развиваться народное целительство; народные врачеватели («лечцы») передавали по наследству рациональные медицинские навыки. Широкой популярностью пользовались рукописные «Лечебники» и «Травники», обобщающие вековой опыт народной медицины.
Слайд 16
Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление
качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических
произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям «смутного времени».
Князь И.М. Катырев – Ростовский, (1626) «Повесть книги сея от пре-жних лет»: словесные портреты пси-хологические характеристики правите-лей России конца XVI – начала XVIIвв.
Келарь (монах-эконом) Троице – Сергиева монастыря Авраамий Пали-цын «История в память предыдущим родам» (1620): осознание общественного значения истории, попытка выявить причинно – следственные связи между событиями
Слайд 17
XVII в. –время заката древней формы исторических
произведений - летописи.
К последним сочинениям этого жанра относят
«Новый летопи-сец», содержавший официаль-ное толкование событий Смуты;
«Летопись о многих мятежах» -о роли церкви в событиях столетия
«Раскольничья летопись»- оружие противников реформы; «Сибирские летописи » («Есиповская», Строгановская»): центральными героями являлись Ермак и Строгановы.
Синопсис
возрастанием роли городов и казачества расширился слой и создателей, и потребителей исторических сочинений. С этим связано появление первого печатного труда «Синопсис» (греч. - описание) в 1678 г. Его автор киевский монах Иннокентий Гизель излагал историю Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины.
Сочинение Андрея Лызлова «Скифская история» (90-е гг. XVII в.) посвященное борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок носит переходный характер. Сочинение демонстрирует отказ от традиционных форм и попытку создания более широких картин исторического прошлого.
Слайд 18
Заполнить таблицу:
«Искусство России в XVII веке»
Слайд 19
Общественная мысль и публицистика
Осмыслением событий Смуты опре-делило
развитие общественной мы-сли в первой половине века, важне-йшим явлением
которой стал бурный рост национального самосознания.
Политические идеи и националь-ное чувство выражались такими анонимными публицистическими жанрами, как «прелестные» или «подметные»письма, «летучие листы - писания»: «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском» (кон. 1610 – нач. 1611 гг.); «Плач о пленении и конечном разорении первысокого и пресветлейшего Московского государства» (1612 г.)
Авраамий Палицин
Вопрос о характере власти, о роли и месте различных слоев господствующего класса в политической системе («Временник» дьяка Тимофеева, «Сказание » А.Палицына). Авторы единодушны в признании божественной сущности царской власти, в том, что она - оплот порядка в стране.
Во второй половине века, в условиях установления абсолютной монархии, закладывались основы его теоретического обоснования. С.Полоцкий указывал, что только единоличная власть может навести порядок внутри страны и обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач, рисовал в своих стихотворениях идеальный образ мудрого монарха
Симеон Полоцкий указывал, что только единоличная власть может навести порядок внутри страны и обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач, рисовал в своих стихотворениях идеальный образ мудрого монарха.
Симеон Полоцкий
Крижанич Юрий (1618–1683), богос-лов, философ, историк, экономист. Хорват. Активно занимался миссио-нерской деятельностью, мечтая об объединении славян на основе като-лицизма. В 1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоедине-ние Украины к России.
В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен на 16 лет в ссылку в Тобольск. Там Крижанич на-писал свои основные труды: «Поли-тика», «О божественном провид-ении», «Толкование исторических пророчеств», « О святом креще-нии», «Грамматическое изыска-ние о русском языке» (идея всеславянского языка) и др.
Слайд 20
Представление о русской общественной
мысли будет неполным без анализа общественных представления низших слоев
общества. Антифеодальными настроениями наполнены две псковские повести, вышедшие из посадской среды. О характере общественного сознания крестьян дают некоторое представление «листы» (прокламации) И. Болотникова и «прелестные письма» С.Разина. Крестьяне боролись против феодалов и царской администрации, но не против царя.
Слайд 21
В XVII в. в связи с увеличением
значения в общественной жизни мирских потребностей и интересов продолжался
рост религиозного индифферентизма. Чтобы укрепить авторитет церкви патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковно-обрядовую реформу (1653 -1656 гг.) Однако сама реформа, силовые методы ее проведения привели к расколу и возникновению старообрядческой церкви.
Составить представление об идеологии раскола позволяют труды Аввакума Петрова (1620 -1681 гг.): «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» «Книга бесед», «Книга обличений»., а так же антиракольничьи сочинения : «Жезл правления» С.Полоцкого, «Увет духовный» патриарха Иоакима.
Патриарх
Иоаким
Патриарх
Никон
Протопоп
Аввакум
Слайд 22
Литература
В XVII в.
светская литература стала заметным явлением светской культуры. Произошла ее
значительная жанровая дифференциация.
Трансформация житийного жанра завершилась возникновением повести – жития (биографической повести)
Лучшие произведения этого жанра отличаются своеобразным бытовым реализмом («Житие Улиании Лазаревской» другое название «Повесть об Улиании Осорьиной» Дружины Осорьина, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» )
Протопоп
Аввакум
Слайд 23
Распространение грамотности вовлекало в круг читателей новые
слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей.
В
среде посадских людей зарождается бытовая повесть. Особый интерес вызывали занимательные сюжеты и описание повседневного быта.
Получившая широкое хождение в XVII в. переводная светская литература прик-люченческого содержания («Сказание про храброго Бову Каралевич», «Повесть о Еруласлане Лазаревиче»)
Русская бытовая повесть обращалась к повседневной жизни, делала попытку в проникнуть в психологию героев, отойти от средневекового шаблона делившего мир на черное и белое, персонажей на идеальных героев и абсолютных злодеев.
Слайд 24
Появился новый герой – вымышленный персонаж, лишенный
идеальных черти как в жизни, не поддающийся однозначной оценке.
Основная тематика - столкновение молодого и старшего поколения, вопросы нравственности, человек с его личными переживаниями.
Такова «Повесть о Горе-Злосчастии». Она описывает мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. «Ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без мастера», — восклицает герой, приводя пример из жизни ремесленников и торговцев, знакомых с употреблением скарлата (бархата).
Слайд 25
К бытовой повести относятся:
«Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Фроле Скобееве». Как
персонажи – купцы и небогатые дворяне – авантюристы, так и авторы этих произведений отвергали патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Новые идеалы выражались пока неопределенно, устремления героев носили в основном потребительский характер.
Полный социальных конфликтов век вызвал к жизни новый жанр – демократическую сатиру. В сатирической литературе широко были распространены разнообразные пародии: на судопроизводство («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче») , на житийные произведения («Слово о бражнике»).
Слайд 26
В повести о Ерше Ершовиче выс-меиваются неправедные
приказные суды. Ерша знают и кушают только «бражники и
кабацкие голыши», которым не на что купить хорошей рыбы.
Главная вина Ерша в том, что он «скопом и заговором» овладел Ростовским озером, — так в повести пародируется статья «Соборного уложения» о выступлениях против правительства.
Осуждению подвергались падение нравов в городской среде («Азбука о голом и небогатом человеке») государственная монополия на виноторговлю («Служба кабаку») .
Приезд воеводы
В приказе
Слайд 27
Возникает также едкая сатира на церковные порядки.
«Калязинская челобитная» высмеивает лице-мерие монахов. Архимандрит гонит нас в
церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить».
В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам».
русской литературе появляется рифмованная поэзия. Она возникла под влиянием
польского силлабического (слогового) стихосложения. Основоположник – Симеон Полоцкий («Букварь», «Рифмованная псалтырь», «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжили дело Полоцкого его ученики Карион Истомин и Сильвестр Медведев.
Среди появившихся жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драмтургия. Первое театральное представление состоялось в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Пьесы писали на библейские сюжеты, жития святых и античную мифологию. Основоположник – С.Полоцкий.
«Вертоград
многоцветный»
стихотворение в
форме звезды,
благоприветствие
Алексею
Михайловичу
Слайд 29
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Русская литература
XVII в. медленно начала освобождаться от средневековых традиций.
Господство
религиозного мировоз-зрения сменялось более реалисти-ческим видением действительности, поиском закономерности мирового развития.
Становление сатирико- бытовых и автобиографических жанров положи-ли начало собственно художествен-ной литературе.
Появились новые области литературного творчества – стихосложение , драматургия.
Слайд 30
Зодчество
В XVII
столетии большое развитие получило каменное строительство.
Каменные церкви появились
не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях.
В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом.
Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.
Наиболее распространен-ным на Руси оставалось деревянное зодчество.
Замечательной светской деревянной постройкой был дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он пре-дставлял собой живописную композицию сгруппированных больших и малых срубов –клетей, связанных перехода-ми; с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш, с шатрами.
Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче-ной резьбой и яркой раскрас-кой. К середине XVIII дерево прогнило и дворец разобрали.
Слайд 31
В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и
небольшие храмы с одной или пятью главами.
Художники любили
украшать наружные стены церквей камен-ным узором кокошников, карни-зов, колонок, оконных нали-чников иногда разноцветных изразцов.
Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую луковичную форму.
Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в.
Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством.
Слайд 32
В конце XVII в. появляется новый стиль(русское,
нарышкинское барокко).
Храмы имели крестовидную фор-му, и главы их
стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам.
Стиль подобных церквей, необы-кновенно эффективных по их бога-той внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архите-ктуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных.
Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой.
Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой.
Слайд 33
Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции
зодчества, запретил строительство шатровых церквей и использование каких –либо
светских новшеств в культовом строительстве.
Эти ограничения привели к большому единообразию конструкций, но не истре-били светских приемов декора, особенно в посадских храмах.
В русском зодчестве XVII в. происхо-дила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, связанные с народным творчеством и одновременно осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.
Новый Иерусалим
Слайд 34
Живопись
Семнадцатое столетие для русской иконописи оказалось насыщенной
и плодотворной эпохой: завершались многовеко-вые традиции древнерусской культуры и
начинает постепенно формироваться искусство Нового времени.
В недрах иконописи появились прообразы произведений светского характера, в частности портрета.
Самые первые произведения такого рода получили название "парсуна", от латинского "персона" - "личность".
Царь
Федор Иоаннович
Одной из наиболее ранних парсун является изображение князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (ок. 1630), написанное, вероятно, как его надгробный портрет для Архангельского собора Московского Кремля.
В парсуне Скопина-Шуйского конкретные индивидуальные черты его внешности сочетаются с условной иконописной трактовкой.
М.В.Скопин –Шуйский,
племянник
В. Шуйского
Слайд 35
Крупнейшим мастером этого периода стал Симон Ушаков (1626-1686).
В 1652 году он исполнил копию прославленной иконы "Богоматерь
Владимирская", точно повторив ее размеры. От древнего оригинала эту копию отличает непривычно свет-лый, телесный цвет в написании ли-ков, обусловленный тем, что копия делалась с иконы, уже многократно поновленной.
Образ "Спаса Нерукотворного" был одной из самых излюбленных тем этого художника.
Одним из примеров является "Спас Нерукотворный" 1658 года.
Слайд 36
Название «Строгановская школа» обязано частому упоминанию имён
Строгановы в метках на обратной стороне икон этого направления.
Однако авторами большинства икон были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых - ценителей изощрённого мастерства.
Для произведений Строгановская школа в целом характерен ряд общих черт: небольшой размер, утончённая миниатюрность письма, изысканность палитры (построенной в основном на полутонах, золоте и серебре и плотность красочного слоя, графическая чёткость деталей, хрупкая, несколько манерная изнеженность в позах и жестах персонажей, богатство их облачений, сложная фантастика пейзажного фона.
Наиболее известные мастера Строгановской школы -:
Емельян Москвитин,
Стефан Пахиря,
Прокопий Чирин,
Истома, Назарий и Никифор Савины.
Слайд 37
Фреска, переживавшая пос-ледний взлет, лишь условно мо-жет
быть отнесена к монументаль-ной живописи.
Изображения измельчены, ком-позиции пронизаны
затейливыми орнаментами.
Ей присущ «бытовизм» - по-вышенное внимание к деталям повседневной жизни человека, его быту, труду, красоте природы.
Житийные композиции приоб-рели характер жанровых картин (фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы Гурия Никитина, и Силы Савина с артелью; Иоанна Предтечи в Толчкове работы Дмитрия Плеханова с артелью)
Слайд 40
Домашнее задание
История России с
древнейших времен до конца XVII века.
Н.И.Павленко, И.Л.Андреев
Параграф –13
-17 Повторить материал к зачету по теме:
«Россия на пороге нового времени, XVII век.»