источнике считается текст «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Cтаршего
(24 – 79 гг.) о племени венедов.
Однако, как доказал Шахматов и другие историки, отождествлять их со славянами нельзя
В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî), в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды».
Из “Германии” Тацита (конец 50-х годов I в. - ?)
“Я колеблюсь, причислить ли народы певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Венеты многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. …и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстрое пехоты - это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне”.
К концу I в. нашей эры относятся известия Тацита о венедах.
Несколько конкретнее свед-ения автора второй полови-ны II в. нашей эры Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочи-нение сирийского географа II в. н.э. Марина Тирского.
Первые бесспорные сообщения о славянах как о этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.) Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись “в зависимости от различных родов и мест обитания”, относились народы, которых он именовал славянами и антами. Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы.
Проко́пий Кесарийский (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; между 490 и 507 — после 565) — византийский писатель; секретарь полководца Велизария.
Прокопий Кесарийский описывал«склавян» как людей высокого роста и огромной физической силы и добавлял, что «эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».
Прокопий Кесарийский — крупнейший византийский историк середины VI века. Именно характеристика славян, данная Прокопием Кесарийским, признается наиболее достоверной и продуманной.
Маврикий, Флавий Тиберий - византийский император в 582— 602 гг. Род. в 539 г. + ноябрь 602 г.
Самый большой знаток новых варварских племен, Маврикий, советовал использовать разделение славян на племена и разбить их поодиночке, но потом убедился, что в случае опасности эти непостижимые для римлян люди могут объединяться перед лицом общего врага.
В «Сатириконе» он с мрачным видом должен был констатировать: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране.
Феофилакт Симокатта жил в первой половине VII века. В его «Истории» получили отражение события эпохи императора Маврикия (582—602). Приводимый ниже отрывок — свидетельство распространения славянской колонизации до побережья Балтийского и Северного морей. Примечательно также использование в качестве посланников музыкантов — гусляров. У всех народов на стадии военной демократии барды-песнотворцы пользовались самым высоким уважением и авторитетом как хранители традиций народа.
Восточные
(арабские) источники:
3 крупных племени
Славия – территория в районе о. Ильмень
Артания – Рязань либо Чернигов.
Куяба (Куява) – располагаось вокруг Киева.
На исторической сцене славяне возникают внезапно, вдруг. Поразительна единовременность, с которой именно в VI веке появляются ВСЕ письменные свидетельства о них и тогда же название – «славяне».
Поразительно и то, что будто сразу рождается совершенно определенный образ народа и территория его расселения указывается всеми историческими источниками однозначно.
Тогда же появляется и «археологический эквивалент» - «культура пражского типа».
Очевидно и самосознание славян, осознание себя единым народом с общим языком и территорией, тоже появляется в VI веке