Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Пугачев и пугачевщина

Содержание

Проблемный вопрос.Кто он Пугачёв «Изверг и злодей или умный талантливый народный вождь? (Иными словами «волк или человек»?)
Пугачев и пугачевщина Проблемный вопрос.Кто он Пугачёв «Изверг и злодей или умный талантливый народный Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним из главных в произведении. Задачи:Прочитать повесть «Капитанская дочка».Изучить «Историю Пугачева».Раскрыть образ Пугачева на основе сопоставления.Методы:Изучение и План.«Две стороны одной медали».Знакомство.Образ Пугачева.Портрет.Романтические черты.Обращение к фольклору.Народность образа.Роль образа Пугачева в «Две стороны одной медали».С одной стороны, он дан как историческая личность- талантливый Знакомство.-Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: степь, буран.-Сон Гринева Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:Образ Пугачева а) ум, сметливостьб) широта натуры.Способность совершать благородные поступки.г) смелость, отвага:д) с ПортретВ романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные, живые, блестящие с плутовской Портрет.В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из Романтические черты. А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив разбойников. В главе «Мятежная Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые встречает его в буран; Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется Пугачёв, Народность образа. Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи. Много Роль образа Пугачева в любовном сюжете.Гринев пытается понять роль Пугачева в своей Деликатность душиИспытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает от своего долга. Преодоление Жизненные позиции Пугачева.Они раскрываются в диалогах с Гриневым, в сказке старой калмычки Отношение других персонажей .Гринев:-Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей для всех, кроме меня.Савельич:-Пьяница оголелый, проходимец.Отец Гринева:-Мятежник. До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит в ПугачевщинаВ «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина». Повесть Пушкина вобрала Пугачевщина.А в «Капитанской дочке»….«Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина имела решающее влияние на ВыводИстория вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в Вывод.Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - ЛитератураА.С.Пушкин «Капитанская дочка» Литература 8 класс. М. «Просвещение» 2006.А.с.Пушкин «История Пугачева» Башкирское
Слайды презентации

Слайд 2 Проблемный вопрос.
Кто он Пугачёв «Изверг и злодей

Проблемный вопрос.Кто он Пугачёв «Изверг и злодей или умный талантливый

или умный талантливый народный вождь? (Иными словами «волк или

человек»?)


Слайд 3 Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним

Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним из главных в

из главных в произведении. Или и то, и другое.

Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь.

Слайд 4 Задачи:
Прочитать повесть «Капитанская дочка».
Изучить «Историю Пугачева».
Раскрыть образ Пугачева

Задачи:Прочитать повесть «Капитанская дочка».Изучить «Историю Пугачева».Раскрыть образ Пугачева на основе сопоставления.Методы:Изучение

на основе сопоставления.
Методы:
Изучение и анализ художественного текста.
Изучение критической литературы


Слайд 5 План.
«Две стороны одной медали».
Знакомство.
Образ Пугачева.
Портрет.
Романтические черты.
Обращение к фольклору.
Народность

План.«Две стороны одной медали».Знакомство.Образ Пугачева.Портрет.Романтические черты.Обращение к фольклору.Народность образа.Роль образа Пугачева

образа.
Роль образа Пугачева в любовном сюжете.
Деликатность души.
Жизненные позиции.
Отношение персонажей

к Пугачеву.
Пугачевщина.

Слайд 6 «Две стороны одной медали».
С одной стороны, он дан

«Две стороны одной медали».С одной стороны, он дан как историческая личность-

как историческая личность- талантливый руководитель военных действий повстанцев против

правительственных войск 1773-1774 гг.
С другой стороны, автор обращает
внимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются во
взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия мышления субъективная.

Слайд 7 Знакомство.
-Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических

Знакомство.-Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: степь, буран.-Сон

обстоятельствах: степь, буран.
-Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие этих отношений

и является средством раскрытия характера Пугачёва. Здесь присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества характера Пугачёва( кровожадность, лукавство), Пугачёв во сне – отец Гринёва хочет его благословить
-Постоялый двор, где остановился Гринёв, похож на
«разбойничью пристань».

Слайд 8 Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете

Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:Образ Пугачева

концепции русского национального характера:
Образ Пугачева


Слайд 9
а) ум, сметливость
б) широта натуры.
Способность совершать благородные поступки.
г)

а) ум, сметливостьб) широта натуры.Способность совершать благородные поступки.г) смелость, отвага:д)

смелость, отвага:
д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив

богатырства:
е) память на добро.
ж) свободолюбие.




Слайд 10 Портрет
В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные,

ПортретВ романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные, живые, блестящие с

живые, блестящие с плутовской хитринкой». В их таинственном блеске-

сила и притягательность, наполняющая душу «паническим ужасом». («Незваный гость»)

Слайд 11 Портрет.
В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда

Портрет.В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение

указывает на превращение из бродяги в «царя».В главе «Вожатый»

Пугачев одет в «оборванный армяк и татарские шаровары», а в главе «Приступ» происходит метаморфоза: «на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями»

Слайд 12 Романтические черты.
А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он

Романтические черты. А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что

понимает, что они готовы его предать, чтобы спасти себя.

«Улица моя тесна: воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

Слайд 13 В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив

В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив разбойников. В главе

разбойников. В главе «Мятежная слобода» наперсниками Пугачёва являются беглый

капрал Белобородов и ссыльный преступник Хлопуша, которые ведут между собой разбойничьи разговоры
- Тебе бы всё душить да резать… Сам в могилу смотришь, а других губишь.
- …я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью; кистенём и обухом, а не бабьим наговором.

Слайд 14 Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые

Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые встречает его в

встречает его в буран; во «дворец» мнимого государя он

попадает ночью. Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.

Слайд 15 Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия.
Те

Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется

главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграф из народных

песен, где воспевается «добрый молодец».
«…Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая».

Слайд 16 Народность образа.
Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в

Народность образа. Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи.

его речи. Много пословиц, поговорок, устойчивых выражений.
«В огороде летал,

конопли клевал; швырнула бабушка камушком- да мимо».
«…небо с овчинку показалось…»
«…ступай себе на все четыре стороны…»
«…Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет…»
«Долг платежом красен».

Слайд 17 Роль образа Пугачева в любовном сюжете.
Гринев пытается понять

Роль образа Пугачева в любовном сюжете.Гринев пытается понять роль Пугачева в

роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши.
Пугачев, следуя

народной нравственности, заступается за сироту, по- отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать.

Слайд 18 Деликатность души
Испытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает

Деликатность душиИспытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает от своего долга.

от своего долга. Преодоление конфликтной ситуации рисует нам духовно

богатую личность Пугачева. Он проявляет мудрость и доброту, нам открывается редкая деликатность души.

Слайд 19 Жизненные позиции Пугачева.
Они раскрываются в диалогах с Гриневым,

Жизненные позиции Пугачева.Они раскрываются в диалогах с Гриневым, в сказке старой

в сказке старой калмычки об орле и вороне.
«Поздно мне

каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».
«…чем триса лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там Бог даст!»

Слайд 20 Отношение других персонажей .
Гринев:
-Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей

Отношение других персонажей .Гринев:-Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей для всех, кроме меня.Савельич:-Пьяница оголелый, проходимец.Отец Гринева:-Мятежник.

для всех, кроме меня.
Савельич:
-Пьяница оголелый, проходимец.
Отец Гринева:
-Мятежник.


Слайд 21 До самого конца продолжается борьба двух начал в

До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит

Пугачеве, который находит в себе силы достойно уйти из

жизни, исполнить последний долг.
«Пугачев стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный!»
А. С. Пушкин «История Пугачева».

Слайд 22 Пугачевщина
В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего

ПугачевщинаВ «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина». Повесть Пушкина

«пугачевщина». Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный

и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания; противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников.

Слайд 23 Пугачевщина.
А в «Капитанской дочке»….
«Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина

Пугачевщина.А в «Капитанской дочке»….«Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина имела решающее влияние

имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не

только ход событий, но и судьбы героев, она способствовала благоприятному разрешению любовной коллизии(Гринев- Маша), грубо разрушенной старшим Гриневым.

Слайд 24 Вывод
История вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав

ВыводИстория вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой

символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной,

почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева - реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке, подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.

Слайд 25 Вывод.
Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому

Вывод.Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому прототипу. Образ Пугачева

прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических и фольклорных

элементов, это образ- символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.

  • Имя файла: pugachev-i-pugachevshchina.pptx
  • Количество просмотров: 213
  • Количество скачиваний: 0