Слайд 2
Особый расцвет переживал русский театр. Будучи в основе
своей синтетическим, театральное искусство вбирало в себя влияния, шедшие
из литературы (драма), музыки (опера и балет). Через сценографию он был связан с новыми художественными тенденциями. К оформлению драматических, оперных и балетных спектаклей обращались такие художники, как А.Бенуа, Бакст, М.Добужинский, Н.Рерих. Как и другие искусства, театр отказывался от диктата жизнеподобия.
Слайд 3
В то же время наряду с тягой к
единству существовало стремление к различению, к четкому определению собственной
творческой программы. Многочисленные «течения», группы, объединения, возникавшие внутри каждого из искусств, декларировали свои художественные установки в теоретических манифестах, бывших не менее важной частью творчества, чем его практические проявления.
Слайд 4
Показательна ситуация в последовательно сменявших друг друга направлениях
модернистской литературы: каждое последующее определяло себя в отталкивании от
предыдущего, утверждалось через отрицание. Акмеизм и футуризм, наследуя символизму, противопоставляли себя ему на разных основаниях, одновременно критикуя друг друга и все прочие направления: акмеисты в статьях Наследие символизма и акмеизм и Утро акмеизма, кубофутуристы в программном манифесте Пощечина общественному вкусу (1912).
Слайд 5
Все эти тенденции находили отражение в философии и
критике.
В том же русле развивалось творчество деятелей первой волны
эмиграции, перенесшей на «другие берега» выработанные в России культурные формы.
Таким образом рубеж 19–20 вв. можно рассматривать как особый этап русской культуры, внутренне целостный при всем многообразии его явлений. Он породил в России новое сознание «неклассической эпохи» и соответствующее ему новое искусство, в котором «воссоздание» действительности было заменено ее творческим «пересозданием».
Слайд 6
Условно начало «серебряного века» в философии можно связать
со временем между двумя русскими революциями. Если до первой
революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.
Слайд 7
Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние
личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать
свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, как русская религиозная философия.
Слайд 8
К философам серебряного века традиционно относят Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова,
Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, П.Б.Струве, В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, Льва
Шестова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др.
Слайд 9
Помимо общего для философов «серебряного века» места, времени
и проблематики, их сочинения характеризуются еще и общим стилем
философствования, и это не менее важное ее отличие, как от широкого понимания «русской религиозной философии», так и от еще более широкого – «философии в России». Этот стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (Бердяев, А.Белый, Вяч. Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.).
Слайд 10
В 1907 было создано Петербургское религиозно-философское общество. В
тот период традиционные темы философской и религиозной мысли получали
свое развитие в новых литературных формах. Эпоха «серебряного века» российской культуры богата опытами выражения метафизических идей в художественном творчестве. Такими образцами «литературной» метафизики является творчество двух литераторов и полемистов – Д.С.Мережковского и В.В.Розанова.
Слайд 11
Основной трибуной философов «серебряного века» становится участие в
литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь»)
и сборниках. Сборник Вехи (1909) (см. ВЕХИ И ВЕХОВЦЫ) имеет ярко выраженный мировоззренческий характер. Авторы – М.О.Гершензон, Бердяев, С.Н.Булгаков, А.Изгоев, Б.Кистяковский, П.Б.Струве, Франк – хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в эмиграции.