Слайд 2
Славя́не (ст.-слав. словѣнє, белор. славяне, укр. слов'яни, болг.
славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni,
словен. Slovani, польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany)
— крупнейшая в Европе
этноязыковая общность
Слайд 3
Происхождение славян.
Определите по карте прародину славян
и родственные им
народы?
балты
германцы
скандинавы
кельты
баски
италики
скифы
славяне
Индо-арии
персы
Слайд 4
Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».
Основными являются четыре:
от слово (люди, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев
— «немые», т.е «не владеющие нашим языком», «чужие»); от индоевропейского корня *kleu- 'молва, известность' (ср. слава); от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич, реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях); от корня *s-lau-os 'народ' (с индоевропейским «подвижным s»), ср. др.-греч. λᾱός.
Слайд 5
Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза
словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене»
как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.
Слайд 6
Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Славянские
языки относят к индоевропейским языкам группы сатем.
Балтийские и
славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков.
Слайд 7
Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет
предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.
Слайд 8
Расселение славян.
Славяне относятся к индоевропейской языковой семье. Вместе
с другими европейскими народами они ок.5 тыс. лет назад
вышли с п-ова Индостан.
В к.II тыс. до н.э. Они осели на территории от р. Лабы до Днепра, и от Балтийского до Черного моря.
Позже они разделились на 3 ветви
Расселение славянских
племен в 6-9 вв.
Слайд 9
Восточные славяне заселив Восточноевропейскую равнину, постепенно
обособились друг от друга, и разделились на племена.
Расселение славянских
племен.
Слайд 10
В настоящее время славяне расселены на обширной территории
Южной и Восточной Европы и далее на восток —
вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн. человек, из них около половины — русские (137 млн.).
Слайд 11
южные: болгары,хорваты,македонцы, муслимане,черногрцы,сербы.
Восточные: русские, украинцы,
белорусы.
Западные:
поляка, чехи, словаки, лужичане.
Антропологические признаки: беломоро-балтийский; восточноевропейский; днепро-карпатский; понтийский; динарский.
современные славяне
Территория: Азия и Европа, в таких странах как Россия, Балтия, СНГ, Польша, Болгария, Белоруссия, Украина, Чехия, ФРГ, Словакия.
Слайд 17
Современные славянские народы имеют весьма разнородное генетическое происхождение,
подчеркивающее сложность этногенетических процессов в восточной Европе, начавшихся десятки
тысяч лет назад, усилившихся во время Великого переселения народов в V веке и продолжающихся до сих пор. Генофонд славян, как и ряда других народов, формировался десятки тысячелетий, при этом этнокультурные традиции могли переходить от пращуров к потомкам через сотни поколений
Слайд 18
Одна из версий гласит, что выделение
славянской ветви индоевропейцев, формирование праславянского этноса и языка происходит
примерно в 3000 г. до н. э., когда кочевники-индоевропейцы (Культура боевых топоров, по мужской линии носители главным образом гаплогрупп R1a в северной части ареала и R1b в южной) ассимилируют развитую аграрную Трипольскую культуру (по мужской линии преимущественно палеоевропейская гаплогруппа I2a2 с небольшой долей ближневосточных E-V13, J2b и T). Вероятно, именно в результате этой гибридизации возникла и несколько веков существовала Культура шаровидных амфор, которую, в таком случае, следовало бы признать первой протославянской культурой.
Также высказываются предположения, что и лингвистическое влияние трипольского субстрата оказалось решающим для формирования специфических черт славянских языков, например, чередования «у/в» и «и/й» и закон открытого слога, отделившие славянские языки от близкородственных балтских.
Слайд 19
В северной части славянского ареала
значительную часть генофонда составляет гаплогруппа N, характерная для финских
(уральских) народов.
Вероятно, в центральных областях Русской равнины медленное смешение индоевропейцев и уральцев происходило на протяжении последних 5 тысячелетий (см. Фатьяновская культура, Волосовская культура).
Слайд 20
Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян,
говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства
Киевская Русь. К XVII веку на основе восточнославянской общности сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский народы. Также некоторые источники к восточно-славянским народам относят казаков , поморов и русинов.
Слайд 21
О ранней истории восточных славян
известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности
(глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Слайд 22
Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян
после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем
Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет» после потопные события предстают так: "Иафету же достались северные страны и западные: Мидия...Армения Малая и Великая... Сарматия, жителиТавриды, Скифия, Фракия, Македония... Иллирия,славяне...Адриатическое море. Достались и острова: Британия,Сицилия,Эвбея, Родос...
(земли) до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского...
Летописная версия
Слайд 23
Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до
XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической
наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник.
Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы.
Слайд 24
«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных
союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории
между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Слайд 25
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй,
поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в
виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: " чистых" покойников - умерших естественной смертью ( "родители"); и на " нечистых" - умерших насильственной или преждевременной смертью ( к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых ( " мертвяков" - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
Почитание "родителей" - это семейный, а раньше ( родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие [29]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура ( Щура), восклицания такие как " Чур меня", " Чур это мое", могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового ( домовик, доможил, хозяин и пр.).
Слайд 26
Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия,
она разделилась и в этническом отношении на великорусский, украинский
и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал и Сибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик, к XIX веку проникли в Прибалтику, Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию, на Аляску и в Калифорнию.
Слайд 27
В настоящее время славяне расселены на обширной территории
Южной и Восточной Европы и далее на восток —
вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн. человек, из них около половины — русские (137 млн.).
Но ОБЩЕГО в традициях быта,
фольклоре, обычаях и праздниках
у славянских народов много:
Слайд 30
Схожие традиционные
узоры оформления быта славянских народов
Слайд 36
Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и
событиями в ней происходящими, они содержат и таят в
себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки-пращуры, призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПРИРОДОЙ, связь с нашими РОДНЫМИ славянскими Богами. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: 2 солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью). Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. И так происходит каждый год, постоянно, по безпрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли и нашу Вселенную.
Слайд 37
Каждый славянский праздник - это особливое обрядовое действо,
приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или
событиям происходящим в природе в разное время. Как правило, славянские праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни в славянском кологоде, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались злые духи и божества. На некоторых празднествах обязательными атрибутами являлись маски и личины (шкуры диких зверей), в которые рядились люди, чтобы нечисть не узнала.