Слайд 2
Само мировоззрение средних веков было по
преимуществу теологическим (богословским). Церковь являлась главным заказчиком искусства. Религиозное
мышление формировало все средневековое искусство.
Но, тем не менее, это не значит, что в средневековом искусстве не нашлось отражения реальным противоречиям жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира.
Средневековое искусство выражало это зашифрованно, более условным языком
Слайд 4
Конечно же, среди произведений искусств средневековья
более всего сохранились объекты культового назначения. Церковь всегда понимала
силу воздействия искусства на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главной задачей, которого, являлось наставлять в вере.
Ничтожное земное существование, в соответствии с христианской религией, не сравнимо с загробным и не может быть предметом изображения, достойного внимания в искусстве. Тело - это уродливая тюрьма для души, ничтожный сосуд греха и соблазна, оковы для ее бессмертия.
Слайд 5
Искусство западноевропейского средневековья проходит через
2 этапа:
романский
(XI в.–XII в.)
готический (конец XII в. –XVI
в.).
Слайд 6
Романский стиль (XI в.- XII в.)
Термин «романский»
возник в XIX веке.
Романский стиль сложился
в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. Широкое распространение получил в искусстве Германии и Франции.
В зависимости от региона романский стиль в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже.
Слайд 7
Главная роль в Романском стиле
отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными
постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство.
Слайд 8
Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными
башнями, прорезанными узкими окнами и массивными выступами стен из
тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы
Слайд 9
Романские здания в основном покрывались
черепицей. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты
постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц – мотивов, также занесенных с Востока. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики
Слайд 11
В основе плана романского собора –
раннехристианская базилика,
которая
традиционно делится на три части –
Пресвитерий (для проведения
служб и ее занимают только священнослужители. Здесь расположен алтарь церкви ),
Средняя часть храма (вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении)
Притвор (служит для людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать)
Слайд 19
В романской живописи и скульптуре
центральное место занимали
темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе
божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.).
В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
Слайд 20
Для Романского стиля характерны многочисленные отклонения
от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики,
одежды трактуются орнаментально)
Часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Слайд 23
Готика (XII в. - XVI в.)
(от итал. gotico — непривычный,
варварский)
Готический стиль пришел на смену романскому стилю, постепенно вытесняя
его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Слайд 24
Готический стиль, в основном, проявился
в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.
Развивался на основе
романской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Слайд 25
Церковь монастыря Сен-Дени, считается первым готическим архитектурным сооружением
Слайд 26
Почти вся архитектура готических соборов
обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией,
что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и на колонны (столбы)
Слайд 28
Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки
Шартрский собор,
Франция
Слайд 31
Собор Парижской Богоматери
Notre Dame de Paris
Слайд 32
Скульптура
играла огромную роль в создании образа готического
собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные
стены.
Скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь.
Слайд 34
Готическая статуя Мадонны.
Нотр-Дам, Париж.
Слайд 37
Живопись
Одним из основных направлений готической живописи
стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.
Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы.
Слайд 41
Витражные окна на тему Ветхого и Нового завета
кафедрального собора в Шартр, Франция
Слайд 44
Витражные стены Cент-Шапель, Париж
Слайд 45
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С
появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг
иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры