Слайд 2
ТЕМА:
Основные этапы развития философской мысли
Особенности античной философии и
ее влияние на последующее развитие философской мысли.
Статус и
функции философии в средневековой европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения.
Слайд 3
1. Особенности античной философии и ее влияние на
последующее развитие философской мысли
В переводе с латинского «античный» =
«древний» (от лат. «древний»).
Когда говорят об античной философии, то обычно имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую и т.д.), а только философию Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия зародилась в конце VI — начале V в. до н. э. в Древней Греции и просуществовала до V в. н. э.
Слайд 4
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Античная философия - особый исторический тип
классической философии, порожденный специфическими условиями жизни европейского рабовладельческого общества.
возникла в период разложения родового строя и утверждения рабовладельческого общества.
Натурфилософия – философия природы, общее название ряда философских школ.
Космоцентризм – свойство философии Античности, которое выражается в стремлении познать мир как целое, его происхождение и сущность.
Слайд 5
Место родовой общины в Древней Греции заняла гражданская
община – полис, город-государство, – уникальная форма организации социальной
и политической жизни.
В Древней Греции впервые возникает и достигает высокоразвитых форм демократия (в ее рабовладельческой форме).
Религия не играет в жизни древнегреческого общества определяющей роли, как это наблюдается на Востоке (Индия, Китай и т.д.)
Слайд 6
Духовная жизнь древних греков питалась представлениями богатой мифологии.
Единство
греческого мира обеспечивалось общей культурой, ядро которой составляла политеистическая
(политеизм – это многобожие) религия, основанная на мифологических представлениях.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», наиболее полно выразившие официальную греческую религиозность, воспринимались как творения человеческого ума, пусть и посвященные прославлению богов и героев.
Слайд 7
Первые философские школы Древней Греции возникли в Ионии,
в греческих колониях – полисах на средиземноморском побережье Малой
Азии (современная Турция).
Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.).
Слайд 8
В истории античной философии обычно выделяется три основных
этапа:
I - период натурфилософии (или период досократиков) – VII
– V вв. до н.э.
Учение Пифагора,
милетская школа (Фалес, Анаксимандр и др.),
творчество Гераклита Эфесского,
элейская школа,
учения атомистов (Левкиппа и Демокрита) и др.;
Слайд 9
I. - период натурфилософии
в центре внимания первых философских
школ – проблема «физиса» (природы).
Идея всеобщей естественной основы
мира была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.).
Особенность милетской школы: впервые аргументировался ответ на вопрос о первооснове («АРХЭ») всего сущего.
Слайд 10
ФАЛЕС Милетский
(конец VII — первая половина VI века
до н. э.)
1. основоположник греческой философии (и науки), открывал
список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности
2. «начало всего есть вода» («все есть вода»);
3. «все полно богов», все имеет душу.
Слайд 11
Анаксимандр (VI в. до н. э.)
1. составил первую
карту Земли;
2. впервые в Греции установил гномон — простейшие
солнечные часы;
3. источник происхождения всего сущего некое бесконечное, «нестареющее» начало – апейрон, - которому присуще непрерывное движение.
Слайд 12
Анаксимен (VI в. до н. э.)
последний представитель милетской
школы;
провозглашает воздух началом сущего, ибо «из него все возникает
и к нему все возвращается…»;
Земля - плоский диск, поддерживаемый воздухом;
боги также происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Слайд 13
АТОМИЗМ
Атомисты (Демокрит, Левкипп) обосновали тезис, что физис -
это бесконечное множество атомов (греч. атом - «неделимый»), вечных,
неизменных, неделимых, постигаемых лишь разумом первоэлементов, из сочетания которых и образуются все тела.
Согласно учению Демокрита, бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты.
Слайд 14
Демокрит - один из основателей атомистики
Жизнь и
смерть живых организмов зависит от соединения и разъединения атомов.
Душа смертная: когда тело умирает, атомы души покидают его и рассеиваются в пространстве.
Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.
Слайд 15
«…ничто не возникает из ничего»
Слайд 16
II период – классический, или период сократиков
Период:
вторая половина V в.- конец IV в. до н.э.
Философию этого периода представляют:
Софисты
Сократ,
Платон
Аристотель.
Слайд 17
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Слайд 18
Образ жизни античной Греции с ее развитыми публичными
формами государственного управления (народные собрания), активной судебной и политической
практикой порождал объективную потребность в искусстве слова.
Так появляются учителя этого искусства – софисты.
Слово «софист» в буквальном переводе означает «мудрец, искусник, мастер, изобретатель».
Софисты не представляли единую философскую школу.
Их объединяло «профессиональное» занятие (платные «учителя мудрости»).
Слайд 19
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.)
Знание самого
себя всегда важнее познания природы.
Философия способствует рождению истины.
Диалектика
– искусство ведения диалога.
Человек – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботиться в первую очередь.
Философия = повивальное искусство.
Слайд 21
Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
ученик Сократа,
основатель Академии в Афинах, основоположник традиции идеализма в философии.
учение
о мире идей («эйдосы») – мире вечных, абсолютных, неизменных сущностей, составляющих подлинную реальность.
Разработал модель идеального государства (общество 3х социальных сословий).
Слайд 22
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Ученый-энциклопедист, систематизатор
знания античной эпохи,
основатель авторитетной в Афинах школы –
«Ликея» (прообраза современных лицеев).
Ученик Платона.
Главная цель политики – достижение общего блага.
Слайд 23
III период – эллинистически-римский
Период: IV век до
н.э. – V век н.э.
В этот период наблюдаются
закат, а затем и упадок античной философии.
Философские школы:
стоицизм,
кинизм,
эпикуреизм,
скептицизм.
Слайд 24
СТОИЦИЗМ («расписной портик»)
Основатель: Зенон из Кития на Кипре
(Зенон Китийский).
Представители: Клеанф, Хризипп. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и
др.
Делится на три периода: Древняя, Средняя, Новая Стоя.
Стоицизм оказал влияние на становление моральных норм христианства.
Слайд 25
Зенон (Китийский)
Цель человека - жить «в согласии с
природой». Это единственный способ достижения гармонии.
«Кто согласен, того
судьба ведет, кто не согласен, того судьба тащит».
4 вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение, страх, которые нужно избегать.
Слайд 26
Эпикуреизм
Философское учение, основанное на идеях Эпикура и
его последователей.
«Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие - высшее
благо».
Для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Слайд 27
Эпикур
Основатель эпикуреизма в Афинах).
Философские труды сохранились фрагментарно.
Отрицал
провиденциализм.
Утверждал, что боги бессмертны и существуют в междумириях («интермундиях»).
Душа
человека умирает вместе с телом.
Слайд 28
Скептицизм
позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного
критерия истины.
Основатель: Пиррон из Элиды.
Основные представители: Пиррон, Тимон, Клитомах
и т.д.
философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений.
Слайд 29
Основные положения скептицизма
Отсутствие чего-либо безусловного и достоверного.
Нельзя достичь
общезначимой истины.
По своей природе любая вещь неустойчива и преходяща.
Необходимо воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.
философ - человек, стремящийся к счастью, которое заключается в невозмутимом спокойствии (атараксия).
Слайд 30
Кинизм: основные положения
Родоначальник: Антисфен (ученик Сократа).
Яркий представитель: Диоген
Синопский.
Главные принцип: аскетизм (этическое учение, о самоотречении и подавлении
чувственных влечений).
Предельное ограничение потребностей.
Образ жизни киников явно оказал влияние на формирование образа жизни христианских аскетов.