Слайд 2
Создание храма
Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет
в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа.
Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.
Слайд 3
В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить
храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456
годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
Слайд 4
Описание храма
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм,
включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34
массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
Слайд 5
Создание статуи
Строительство храма заняло около 10 лет. В
течение нескольких лет после окончания строительства в храме не
было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца .
.
Слайд 6
Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный
каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После
этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.
Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота
Слайд 7
Описание статуи
Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть
тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в
левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Человек рядом с этой статуей казался ничтожной букашкой.
Слайд 8
ВЫСОКО НАД ЗЕМЛЕЙ
Зевс восседал на троне, инкрустированном черным
деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м
в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снес бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.
Слайд 9
«Бог сидит на троне, его фигура сделана из
золота и слоновой кости, на голове у него венок
как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»
— Павсаний. «Описание Эллады».
Слайд 10
Открытие статуи
В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие
статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции.
Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.
Слайд 11
Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной.
По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён
и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Слайд 12
Судьба третьего чуда света
Более семи столетий величественно восседал
Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден
землетрясением во 2м веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара
Слайд 13
Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом
Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок
была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства третьего чуда света и его дату