Слайд 2
Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века?
Музыка
Средневековья
Слайд 3
В музыке Средневековья господствует
монодический склад.
То есть под
сводами собара звучал одноголосый мужской хор.
Музыка была преимущественно
анонимной.
606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы.
В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.
Слайд 4
Вопрос: Каков характер этой музыки?
Звучит №1 и №2
Слайд 5
Григорианские хоралы , которые делились на две группы:
-
распевные, связанные с формированием мессы
- речитативные, связанные с формированием
пассионов.
Слайд 6
Месса- католическое богослужение.
Название «месса» происходит от латинского выражения
«Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими
словами на заре
христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие
испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину.
Текст мессы обычно поется, реже – читается.
Язык месс – латинский.
Мессы бывают:
обиходные (Ordinarium)
заупокойные (Requiem)
торжественные (Solemnis).
Месса имеет 6 частей:
Кyrie eleison («Господи, помилуй»),
Gloria («Слава в вышних»),
Сredo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),
Agnus Dei («Агнец Божий»).
Слайд 7
Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Это
крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев.
В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.
Слайд 8
Литургическая драма – более народная, светская по духу,
театральная.
С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми
подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.
Слайд 9
Первые образцы полифонии :
имитационные,
контрапунктические
(cantus firmus-
техника пения на основную мелодию),
бурдонные
( один выдержанный
звук в основе).
Вопрос:
Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?
Звучит органум 10
На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.
Слайд 10
Жанры полифонии:
канон,
органум ( подобие звучания),
мотет ( светский,
mot- «слово»).
Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и
светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.
Порой это выглядело, как вызывающее озорство.
Слайд 11
Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам.
Первые композиторы школы –
ЛЕОНИН (12 век)
и
ПЕРОТИН (13 век)
Слайд 12
Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)
Слайд 13
Звучит №16
«Земляничка свежая».
После Крестовых походов важную
роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и
ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.
Формируется камерная светская музыка.
Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.
Слайд 14
Камерная светская музыка.
Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) –
Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)-
Вальтер фон дер Фогельвейде и др.
Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.
Канцона,
Альба,
Лид- лирические песни.
Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона
Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.
Слайд 15
Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным
сословием народных музыкантов.
Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы- музыканты-циркачи
(Франция), голиарды-беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.
Менестрели-придворные музыканты.
Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров?
Звучит шуточная песня школяра №6
и городская песня №8
Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму-рондо( круг, чередование темы- рефрена и других тем.)
Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.
Слайд 16
Выводы:
Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих
музыкальных традиций.
На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской
строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.
Слайд 17
Вопрос:
Что неверно на этом рисунке?
Ответ:
Современная гитара.
Её не знали музыканты Средневековья.
Слайд 19
Домашнее задание:
Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших
в Средневековье.
Дайте определения терминам:
Месса,
пассионы,
менестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур
Слайд 20
СЛОВАРЬ
Мейстерзингер – поэт и певец в
Германии XIV-XVI вв.
Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец
любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.
Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.
Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах.
Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).
странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества
трубадура была любовная лирика.
Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия
труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.
Слайд 22
Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.
Во
время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались
театрализованные религиозные представления.
Слайд 24
литургическая драма (см. выше)
с XII века разыгрывается не
внутри храма, а на паперти – площади перед собором.
Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.
Особенности:
- использование музыки
диалогов
авторских ремарок
Слайд 25
В XIII веке возникает новый жанр – спектакли,
связанные с чудесами -
миракли (от «чудо»),
а затем моралите,
носящие назидательный, поучительный характер и
мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)
Слайд 26
ФАРС
Народная комедия. От слова «фарш, начинка».
Сперва фарсы использовали
как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в
народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.
Слайд 28
Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы,
карнавалы