Слайд 2
ЭТАПЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Западной Европы:
Раннее (дороманское) Средневековье
V-XI века
зрелое (романское) Средневековье
XI-XII века
позднее (готическое) Средневековье
XII-XVвека
Слайд 3
Раздел1
Раннее Средневековье
V-XI века
Слайд 4
СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока
периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи
в V веке и почти до XV века.
Слайд 5
Средние века – это и время благородных рыцарей,
и талантливых поэтов и мудрых ученых; это время создания
грандиозных соборов и монастырей, народных фарсов и сказок, массовых зрелищ, театральных представлений и первых университетов.
Собор Нотр-Дам. XIIIв. Париж
Слайд 8
Алхимия как феномен
Средневековой культуры
Слайд 9
Было ли искусство раннего Средневековья эпилогом Античности или
прологом новых времён, продолжением или концом античности, «эпохой мрака»
или «эпохой перемен»
Слайд 11
I этап – Средневековая культура Византии (IV-XV)
и Восточной
Европы (Древняя Русь(XI-XVIIвв.)
Богоматерь Владимирская.XIIв.
Ангел «Златые власы»
Слайд 12
Основные этапы изучения средневековой культуры:
II этап –
культура Западной Европы
(Англия, Франция, Германия)
-раннее (дороманское) Средневековье
(V-XIвв.);
-зрелое (романское) Средневековье (XI-XIIвв.);
- позднее (готическое) Средневековье (XIII-XVвв.)
Базилика аббатства
Сен-Дени XIIв. Париж
Слайд 13
Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм, господство религиозного
мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология.
Приоритет социально-культурных ценностей:
1
– Бог – центр мироздания;
2 – Религия;
3 – Мораль;
4 – Искусство;
5 – Политика;
6 – Право;
7 – Наука.
Распятие. Мозаика.XIIIв. Собор Сан-Марко. Венеция
Слайд 14
Любовь и смирение – основные принципы христианства.
Средневековое мироощущение
основано на дуализме
(двойственности ) мира.
Человек жил в подчинении
личного общепринятому, освященному религией.
Концепция времени –
учение о сотворении и конце мира
Статуи фасада собора в Реймсе.XIIIв.
Слайд 15
335 г. Разделение Римской империи
Константинополь - центр
православия и столица Восточно-Римской империи до XVвека
Рим- столица Западной
Римской империи и будущего католического мира до 476г. – начало эпохи средневековья
Слайд 16
Римляне называли
«варварами»
племена, жившие на границах
Римской империи – кельтов,
германцев, славян.
В 476 году под натиском варваров пала Западная
Римская империя.
Слайд 17
«темные века», великое переселение народов
Остготское и Вестготское королевства
Империя
Франков- Vв. - территория нынешней Франции, Германии ,Сев. Италии
и Испании
Слайд 18
Государство франков
Появилось в V в.
Достигло рассвета во времена
правления Карла Великого
Римская империя
Франция
Южная и Западная Германия
Бельгия
и Голландия
Северная Италия
Северная Испания
Слайд 19
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Карл Великий 768-814 ( с 800 г.
Римский император)хочет восстановить Римскую империю.
Каролинги –династия,
Происходившая Карла Великого–
античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.
«Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.
При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.
Слайд 20
Империя распалась на 3 части начинается история Франции,
Германии и Италии.
Слайд 21
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Стремление к универсализму,
обобщённости.
Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов
Столкновение христианских
идей и языческих представлений
Развитие религиозной, светской и народной культур
Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда
- Выражение жизненных позиций через систему условностей, символов, аллегорий
Обращение к внутреннему миру человека. Восприятие души и тела как двух противоположных начал.
Господство религиозного мировоззрения
Слайд 22
В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры –
религиозный.
Слайд 23
Архитектура раннего средневековья
Культовый характер- храмы и монастыри
Новый типы
храмов – мавзолей, капелла и базилика
Слайд 24
Христианские храмы раннего Средневековья –
наследники римских построек
мавзолеи
капеллы
Крестово-купольные
храмы
Восточной Европы
базилики
Романские и готические храмы
Западной Европы
Центрические в плане
Прямоугольные
в
плане
Слайд 25
Мавзолей- поминальное святилища над могилой
капеллы
круглые в плане- ротонды
восьмиугольные
- октагон
Мавзолей Теодориха,
императора остготов, Равенна
453-526г.
Мавзолей Галлы Плацидии,
дочери императора Феодосия Великого, Равенна
Слайд 26
«Каролингское Возрождение»
Капелла в Ахене (788 – 805)
Придворная молельня,
входившая в дворцовый комплекс Карла Великого.
Слайд 27
«Каролингское Возрождение»
Капелла в Ахене (788 – 805)
Слайд 29
«Каролингское Возрождение»
Капелла в Ахене (788 – 805)
Слайд 30
Центрический
тип храма -
круглое (ротонда) или восьмиугольное
здание;
внутренний
объем
перекрыт
куполом.
Мавзолей Теодориха 526 г. Равенна
Слайд 31
Мавзолей
Галлы Плацидии
Vв. Равенна
Соборный баптистерий
Vв. Равенна
Слайд 32
Базилика- от лат «basilike» - царский дом
Слайд 33
Атриум – двор перед христианской церковью ( римским
домом),
«райский сад».
Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое
стенами или аркадами.
Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток
Трансепт- поперечный неф храма
Нартекс- вестибюль для новообращенных
Слайд 37
Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем
Слайд 38
Романская базилика Сент –Мадлен XIIв. Везель
Слайд 39
Книжная миниатюра
Выполненные от руки многоцветные изображения и рисунки
в рукописных книгах и их декоративное оформление(инициалы, заставки)
Скрипторий- мастерская
при монастыре, где собирали, переписывали, оформляли книги
Центры- Ахен, Реймс,Тур, Трир
Слайд 40
Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство
миниатюры - книжной иллюстрации.
Слово миниатюра от латинского названия
киновари - красной краски (лат. minium), которой выделяли начало текста.
Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.
Слайд 41
В конце VIII века под покровительством Карла Великого
была основана книгописная мастерская в Ахене.
Именно здесь в
781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I.
На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Слайд 42
Самой богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь
(IX век), названная по месту ее хранения (университет нидерландского
города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму.
Слайд 44
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ-
Стеклянной массой заполняются углубления, сделанные на
поверхности металла.
«Звериный стиль».
Слайд 45
ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ
Особенности: яркие краски, звериная символика, использование
дорогих металлов и драгоценных камней
Слайд 46
Резьба по камню и дереву
Резная голова фантастического
существа,
украшавшая корабль.
IX век. Норвегия.
Каменный крест.
Х век. Ирландия.
Слайд 47
Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы .
Рельефы,
выполнялись на библейские сюжеты
скульптура
Слайд 49
«Живопись допустима в церквях для того, чтобы неграмотные
могли читать, глядя на стены, находя то, чего они
не в состоянии почерпнуть в книгах.»
Папа Григорий I (590г.-604г.)
живопись
Слайд 50
Фрески
эпохи
правления
династии
Каролингов
Слайд 51
Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания
Слайд 52
Особенности культуры и искусства раннего Средневековья
ВЫВОДЫ:
-Художественное творчество варварских
народов представлено предметами прикладного характера с фольклорными орнаментами.
Архитектура имела
культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный.
Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура.
Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры.
Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III
Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.
Слайд 53
Св. Матфей
из Евангелия Карла Великого
Св. Марк из
Евангелия
Архиепископа Эбо Реймского
I четверть IX в.