Слайд 2
Арабо-мусульманская цивилизация как важный фактор мирового развития.
Понятия: ислам,
халифат, сунниты, шииты.
Даты: VII в., 750 год, X-XI в.в.
Имена:
Мухаммед, Али, Омар, ибн Сина, ибн Рушд.
Слайд 3
План урока:
Мухаммед. Биография.
Ислам как духовная система и образ
жизни.
Арабский халифат.
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 4
Мухаммед.
Сирота, погонщик верблюдов.
В 25 лет женился на Хадидже
В
610 году ему поверили 6 человек.
Переезд из Мекки в
Медину – хиджра.
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 5
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Пещера на горе Хира
Мухаммед возносится на
небеса. Средневековая миниатюра.
Слайд 6
Ислам как духовная система и образ жизни.
Просто и
основано на христианстве и иудаизме.
Фатализм.
Рай – чувственные наслаждения, много
воды, прекрасные женщины, вино.
После смерти Мухаммеда – джихад – священная война.
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 7
Основные направления:
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 8
Шииты - полагают, что халифом может быть только
потомок АлиШииты - полагают, что халифом может быть только
потомок Али и ФатимыШииты - полагают, что халифом может быть только потомок Али и Фатимы, тем самым исключая Омейядов из списка халифов.
Сунниты - полагают, что халифом может стать любой мусульманин, член мусульманской общины - "иджма", независимо от расового, национального, социального и любого иного, не связанного с вероисповеданием положения. Лицо также обязано быть компетентно в вопросах связанных с государственным управлением. Для избрания халифа хватает проведенного внутри общины простого, открытого голосования (т.е. вносится ряд предложений о достойных кандидатурах, доказавших в обществе свои необходимые навыки в деле управления, права и т.п. и избирается халиф большинством голосов).
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 9
Арабский халифат.
Халиф – религиозно-политический деятель: Имамат (духовный) и
Эмират (светский);
Омар – Сирия, Палестина, Египет, Ливия, часть Ирана
(за десять лет);
Мусульмане – налоги 1/10 урожая; остальные – 1/3 или 2/3 урожая + подать. Жители Согдианы сначала платили, потом приняли ислам;
Арабская военная экспансия в Византию, Испанию, Италию, южную Францию;
ИТОГ: менее чем за100 лет от Индии до Атлантики, от Кавказа и Пиренеев до Сахары и Аравийского моря.
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 10
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Религиозный пыл (пассионарность).
Богатство, земля, которых не
было в Аравии.
Отличные воины (на верблюдах)
Борьба Византии и Ирана.
Не заметили арабов
Представление об истинности ислама: простота религии, победы.
632 год
750 год
Слайд 11
Аббасиды.
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Харун аль Рашид
Слайд 12
Арабская культура: правда и вымыслы.
Понятия: каллиграфия, хадисы, ислам,
медресе.
Даты:
Имена: Омар Хайам, ибн Сина, ибн Рушд, Бируни.
Слайд 13
5. Арабо-мусульманская цивилизация
План урока:
Правда и вымыслы ислама.
Значение исламской
культуры.
Ислам сегодня.
Слайд 14
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Правда и вымыслы:
Что-то отсталое;
Нельзя изображать человека
и т.д.
Посредники между Западом и Востоком, античностью и средневековьем.
Цифры!
Позиционная
десятичная система счета.
Алгебра, алгоритмы.
Омар Хайам (литературный язык).
Слайд 15
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Значение исламской культуры.
Мусульманский мир и Европа
– диалог двух цивилизаций:
Ибн Сина (Авиценна) – «Медицинский канон»
на протяжении пяти веков.
Ибн Рушд (Аверроэс). Материя вечна и может быть рассмотрена как с научной, так и с религиозной точки зрения.
Маймонид – еврей из Испании, писавший на арабском.
Бируни – астрономия.
Слайд 16
Минарет Калян. Бухара.
В 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом
был возведен комплекс соборной мечети Бухары. Мечеть сгорела во
время захвата города полчищами Чингиз-хана, и от ансамбля XII в. сохранился только величественный минарет Калян, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом мечети. Обнаружено имя мастера — Бако. Калян имеет вид круглоствольной кирпичной башни, сужающейся кверху: внизу её диаметр равен 9 м, вверху — 6 м, высота башни — 45,6 м. Внутри столба вьётся кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной ротонды-фонаря, опирающейся на выступающие ряды кладки, оформленной в виде пышного сталактитового карниза — шарафа. Купольное помещение внутри фонаря окружено обходной галереей, в арках которой возглашали призыв на молитву. Отсюда совершались и казни: последнюю жертву сбросили с минарета в 1884 г.
Слайд 17
5. Арабо-мусульманская цивилизация
Мастер Абул-Джаббар. Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Слайд 18
Мечеть Биби-ханум. Самарканд.
Эмир Тамерлан
http://www.e-samarkand.narod.ru/
Слайд 19
Высота сохранившейся части секстанта Фахри, находящегося в траншей
и открытого в 1908 году самаркандским археологом В. Л.
Вяткиным, равняется 11 метрам.
В настоящее время высказывают весьма вероятное предположение, что при помощи главного инструмента обсерватории определяли основные постоянные величины астрономии: наклонения эклиптики, точки равноденствий, продолжительность звездного года и другие величины, выводимые из наблюдений Солнца, планет и Луны. Огромные размеры секстанта, удачная конструкция и высокое мастерство самаркандских астрономов обеспечили высокую точность наблюдений. Продолжительность звездного года Улугбеком определена в 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд. Действительная величина года, по Ньюкомбу (1900 год), равна 365 дням 6 часам 9 минутам 6 секундам.
Обсерватория Улугбека.
Слайд 22
ДЖУМА МЕЧЕТЬ
ХУДОЖНИК НИКОНОВ В.Г.
Слайд 23
Если суд в Судане признает Любну Хусейн виновной
в ношении брюк, то ее ждет 40 ударов плетьми.
Мухаммед
Али
(Кассиус Клей)
Намаз – долг мусульманина. Получайте точное расписание намазов Вашего города себе на телефон!
Реклама в сети.
Коран на албанском языке
Мечеть Кул – Шариф
Казань
Слайд 24
Индия: традиции и новации.
Понятия: индуизм, джайнизм, государство Великих
Моголов, ненасильственное сопротивление.
Даты: IV в. до н. э., XVI
век, XVIII век, 1949 год.
Имена: Ашока, Бабур, Махатма Ганди.
Слайд 25
План урока:
Особенности индийской цивилизации.
Хронология.
Махатма Ганди. Сатья граха.
5. Индия:
традиции и новации
Слайд 26
Особенности индийской цивилизации.
Многонациональная страна с религиозным многообразием.
Индуизм –
традиционная религия (слоненок Ганеши, купание в реке Ганг).
Буддизм –
бегство в бессмертие.
Джайнизм – 24 пророка, ненасилие.
Ислам.
Сикхи – «индуистские протестанты».
Парсы – огнепоклонники в Бомбее.
Община – основная социальная ячейка. Экономически замкнутый мир (джунгли, горы, пустыни) с высокой степенью эксплуатации. Налоги доходят до 20 - 50 % урожая (до 1\6). На эти средства раджи содержат воинов - наемников.
Слабое государство – сильное общество.
Внутренняя устойчивость.
Тормоз экономического развития, натуральное хозяйство.
5. Индия: традиции и новации
Слайд 28
Джайнизм
Аскет на празднике. Варанаси.
Праздник в Майсуре.
Храм пещерного комплекса
в Эллоре.
Слайд 29
Сикхизм
Гуру Нанак с учениками.
Сикхи на празднике вкушают амриту.
Слайд 31
Хронология.
5. Индия: традиции и новации
Слайд 32
Лакшми Бай
Восстание сипаев
5. Индия: традиции и новации
Слайд 33
Упорство в истине. Махатма Ганди.
Противоречивые итоги английского владычества
(Бремя белых Р. Киплинга).
Жизненный путь М. Ганди.
Сатья граха –
традиционные идеи в новых обстоятельствах.
1949 год – победа идей Ганди. Провозглашение независимости Индии.
Современная Индия.
5. Индия: традиции и новации
Слайд 34
5. Индия: традиции и новации
«Сначала тебя игнорируют, затем
над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты
побеждаешь»
Слайд 35
5. Индия: традиции и новации
Соляной марш. 1930 год.
Слайд 36
Китай. Конфуцианская цивилизация.
Понятия: Династии Хань, Мин, Цин; Поднебесная
империя, конфуцианство, шеньши, Опиумные войны, неравноправные договора.
Даты: I в.
н. э., XIV в., XVII в., середина XIX века.
Имена: Конфуций.
Слайд 37
План урока:
Особенности конфуцианской цивилизации.
Циклы китайской истории.
Опиумные войны. Открытие
страны.
5. Конфуцианская цивилизация Китая.
Слайд 38
Особенности конфуцианской цивилизации.
Конфуцианство – религия; наука управления (образ
чиновника-рыцаря, японский менеджмент); этические нормы; достижение социального сотрудничества (солидарности).
Система
государственных экзаменов, обеспечивающая социальную мобильность. Ученые – шеньши. Для сравнения – попытка Сперанского заставить чиновников сдавать экзамены.
Община как единица организации китайского общества. Это обеспечивало его стабильность. Подобная организация существует в современном китайском обществе.
Климатические условия: лессовая почва, высокие урожаи, большая плотность населения. В городах в XI веке жило до 500 000 человек.
Самодостаточность китайской цивилизации: в X веке изобретен порох (мины), в XI веке книгопечатание, бумажные деньги, банковские чеки. В то же время техническая отсталость в начале нового времени.
5. Конфуцианская цивилизация Китая.
Слайд 39
Циклы китайской истории.
5. Конфуцианская цивилизация Китая.
Слайд 40
Опиумные войны. Открытие страны.
5. Конфуцианская цивилизация Китая.
Экономическое отставание:
чувство превосходства мешало техническим заимствованиям, нет частной собственности, деятельность
промышленности строго регламентирована.
Опиумные войны – европейские страны пытаются «открыть» Китай.
Неравноправные договора: беспошлинная торговля, сеттльменты. Китай как сфера приложения иностранного капитала.
Слайд 41
Япония: диалог культур.
Понятия: император – микадо, сегун, Мэйдзи,
самураи, синтоизм.
Даты: IV в., 1603 год, 1868 год.
Имена: Сетоку,
Токугава, Муцухито.
Слайд 42
План урока:
Император и сегун.
Реформа Мэйдзи.
Культура Японии.
5. Япония: диалог
культур.
Слайд 43
Император и сегун.
5. Япония: диалог культур.
Император – Тэнно
(сын неба).
Сетоку из рода Сога – свод законов (тайси)
в VI веке.
Самураи – военные отряды феодалов.
Бусидо – путь воина.
Интеграция буддизма и конфуцианства.
Роль клана Фудзивара.
Великая реформа – Тайка (VII век).
Слайд 44
Сегун Минамото Еритомо
Сегун Токугава Иэясу
Слайд 45
5. Япония: диалог культур.
Токугава Иэясу – сегун (военачальник)
становится реальным правителем страны.
Столицей становится Эдо (Токио), где жили
семьи князей.
Консервация феодального строя: централизация страны, закрытие страны (кроме голландских кораблей и китайцев).
Проблемы социально-экономического развития страны.
Крестьяне – мидзуноми (пьющие только воду).
Испания захватывает Филиппины.
Отсутствует социальная мобильность.
Слайд 46
Реформа Мэйдзи.
5. Япония: диалог культур.
В 1853 году адмирал
Мэтью Пери на двух пароходах подошли к Японии (черная
эскадра).
Политика Росси по отношению к Японии.
В 1867 году императором становится Муцухито (15 лет) – «пятистатейная императорская клятва».
1868 год – начало преобразований в Японии по западному образцу.
Княжества → префектуры.
Самураи → регулярная армия. Запрет носить меч, пенсия.
Земельная реформа (земля передается крестьянам за деньги).
Конституция, всеобщее начальное образование (обязательное и платное).
明治
Слайд 47
5. Япония: диалог культур.
Император Муцухито
Слайд 49
Культура Японии.
5. Япония: диалог культур.
Влияние культуры Китая: иероглифическое
письмо; Нара – город по китайскому образцу; виды живописи;
садовое искусство.
Влияние религий (сад камней).
Синтоизм: культ предков, обожествление сил природы, поклонение камням.
Буддизм: размышления как способ добиться просветления (нирвана – сатори).
Японский дом, изготовление боевого оружия, каллиграфия и тд.
Слайд 50
5. Япония: диалог культур.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/261/
Путь воина:
В современной процветающей Японии
мало что может напомнить о тех временах, когда люди
падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И тем не менее дух самураев и по сей день живет едва ли не в каждом из японцев. Заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием.